Госдума и Совет Федерации приняли в этом году несколько законов, которые сделали россиян еще более несвободными: теперь в России запрещено оскорблять власть, кого угодно могут признать «иностранным агентом», а рунет вообще скоро могут отключить от мировой сети. Но есть и хорошие новости — в этом году законодатели разрешили СМИ использовать в публикациях нацистскую символику, а в законодательстве наконец появилось понятие паллиативной помощи для неизлечимо больных. «МБХ медиа» рассказывает, какие законы изменили жизнь россиян в 2019 году.
Суверенный интернет
1 ноября вступил в силу принятый в марте закон о суверенном интернете, разработанный сенатором Андреем Клишасом. Госдума и авторы закона утверждают, что полного отключения рунета от мировой сети не случится: якобы он направлен на «чрезвычайные ситуации» — «критический сбой» во внешней сети или целенаправленную атаку на российский интернет. В худшем случае Россия может прийти к китайскому варианту с полной изоляцией от остального мира: эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей обнаружили, что один из подзаконных актов запрещает посещение иностранных сайтов. Пока изменений в работе рунета не произошло, но вопросов и претензий меньше не становится. Например, недавно операторы связи выяснили, что компании, которые устанавливают оборудование для соблюдения закона, могут собирать и использовать данные абонентов вплоть до истории браузера, а сохранность этой информации законом не обеспечена.
Фейковые новости и оскорбление власти
29 марта Владимир Путин подписал законы о блокировке фейковых новостей и оскорблениях «общества и государственных символов». Они ввели штрафы для пользователей и юридических лиц за распространение недостоверной информации и оскорбления представителей власти в интернете. Правозащитная группа «Агора» выяснила, что на практике новая норма стала законом об оскорблении президента: больше половины заведенных дел связаны с высказываниями о Владимире Путине.
А недавно Роскомнадзор опубликовал список ресурсов «неоднократно распространявших непроверенную информацию». В него, например, попали издания Газета.ру и РБК. Последние расценили внесение в список как ущерб репутации и обратили внимание на то, что теперь от санкций со стороны Роскомнадзора не застраховано ни одно медиа: даже если издание само не публикует «фейки», их могут найти в комментариях.
Иностранные агенты
В ноябре российские власти разрешили присваивать статус «иностранного агента» не только юридическим лицам, но и обычным людям. По новому закону стать «иностранным агентом» может человек, который работает в «СМИ-иноагенте» или распространяет их сообщения и при этом получает деньги из-за рубежа, причем действие закона распространяется и на россиян, и на иностранцев. Правозащитники обращались к Владимиру Путину, требуя не подписывать антиконституционный закон, но это не помогло — теперь «иностранным агентом» можно стать за репост материалов движения «За права человека» или «Мемориала», которых признали иноагентами.
Гаджеты с российской начинкой
С июля 2020 года в России будет запрещено продавать смартфоны, на которых не предустановлено российское программное обеспечение. Пока в законе только расплывчатые формулировки, теперь правительство должно определить, на какие именно гаджеты и приложения он распространяется. Против закона выступили иностранные компании — Intel, Microsoft и Apple, а поддержали его mail.ru и российские операторы связи. Эксперты опасаются, что Apple, которые крайне неохотно предустанавливают стороннее ПО на свои смартфоны, может уйти из России из-за новых норм — тогда новые айфоны можно будет купить только «всерую».
Запрет военным пользоваться телефонами
С марта 2019 года российским военным запрещено пользоваться смартфонами и публиковать в интернете фотографии со службы. Этот запрет связан с тем, что именно по фотографиям и информации из соцсетей журналисты расследовали российское присутствие в Сирии и на востоке Украины. Теперь военнослужащим — в том числе срочникам — не просто нельзя выкладывать фотографии в интернет, но и иметь при себе любые гаджеты с камерой и доступом в интернет, такие же правила внесли в дисциплинарный устав Вооруженных сил. Военных, у которых на страницах видят фотографии с мест службы, отправляют под арест на срок до 15 суток.
Запрет хостелов в жилых домах
С 1 октября больше нельзя размещать хостелы в жилых домах. Сначала Совет Федерации отказался одобрить этот законопроект, но потом все-таки согласился, дав владельцам хостелов отсрочку в полгода на исполнение новых требований. Представители гостиничного бизнеса опасались, что новый запрет заставит их сдавать помещения «всерую». В октябре 2ГИС выяснил, что с момента подписания закона число хостелов в России перестало расти, а некоторые изменили формат: часть стали сдавать квартиры в краткосрочную аренду, а другие перевели помещения в статус нежилых.
Обязательный учет беспилотников
С сентября владельцы дронов массой от 0,25 кг до 30 кг (то есть практически любых) должны регистрировать их в Росавиации в течение 10 дней со дня их покупки или ввоза на территорию России. Если беспилотник самодельный, заявку на его регистрацию нужно подать еще до начала его использования. А в ноябре Владимир Путин подписал закон, который разрешил силовикам сбивать дроны на территории массовых мероприятий и прилегающих территориях — теперь не получится снять провластный митинг с дрона, показав, что на нем собралось 500 человек вместо заявленных тысяч.
Демонстрация нацистской символики
В ноябре Госдума приняла закон, объясняющий, в каком контексте можно демонстрировать нацистскую символику. Если до этого за любую публикацию свастики полагался штраф, то теперь правоохранительные органы должны учитывать контекст. Например, стало можно использовать изображения с нацистской символикой в произведениях искусства и науки, а также в сообщениях СМИ — главное, чтобы в публикации высказывалось негативное отношение к нацистской идеологии.
Паллиативная помощь
В этом году в российском законодательстве появилось понятие «паллиативная помощь» — меры по улучшению качества жизни неизлечимо больных и облегчению боли. Это должно улучшить работу хосписов и облегчить доступ пациентов к обезболивающим препаратам. О том, что такое паллиативная помощь и почему она необходима, «МБХ медиа» рассказывал антрополог Сергей Мохов.
По информации сайта Государственной Думы, за 2019 год Владимир Путин подписал 431 федеральный закон. Для сравнения — в прошлом году Госдума приняла 576 законов. Всего три года текущего созыва Думы президент подписал более 1300 федеральных законов. Сейчас «Единая Россия» занимает 76% мест в Госдуме — это квалифицированное большинство, которое требуется для принятия конституционных законов и внесения поправок в Конституцию.