Белорусская атомная электростанция — один из самых дорогих и масштабных проектов Александра Лукашенко — была торжественно открыта 7 ноября, но проработала всего около суток. На следующий день, в воскресенье, в прессу просочилась информация о неисправностях и остановке выработки электроэнергии, а еще через сутки эти сведения были подтверждены официально. Рассказываем о том, во сколько обошлась БелАЭС, как строилась и почему из-за нее Минск поссорился со своими западными соседями.
Проект десятилетия
«Все так буднично, как будто метро построили. Исторический момент — страна становится ядерной державой», — заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко во время церемонии открытия БелАЭС на прошлой неделе. Политик, в последние месяцы столкнувшийся с массовыми протестами из-за своего очередного переизбрания и как никогда нуждающийся в укреплении рейтинга, даже связал запуск станции с обеспечением суверенитета и независимости Белоруссии. Не жалели громких слов и на государственном ТВ, описывая преимущества, которые получит страна от обладания станцией. В многочисленных репортажах, напоминающих еще о духе советских пятилеток, утверждалось, что первый энергоблок будет покрывать около 20% от общей потребности страны в электричестве. Еще столько же даст второй энергоблок, планирующийся к запуску в 2022 году.
Корреспонденты телеканалов называли атомную станцию «проектом десятилетия». Если и преувеличивали, то ненамного: строительство БелАЭС недалеко от города Островец на западе страны началось еще в 2013 году и потребовало серьезных затрат. Цель столь амбициозного проекта была простой и понятной: снизить зависимость Белоруссии от углеводородов, прежде всего из России. При этом Москва приняла в судьбе БелАЭС самое активное участие, дав Минску кредит, за счет которого в основном и строят станцию. Не обошлось и без участия российских специалистов в самом строительстве: возведением объекта занималась компания «Атомстройэкспорт» (одна из структур «Росатома», специализирующаяся на проектировании и строительстве АЭС за рубежом). Часть электроэнергии, выработанной на станции, должна пойти в Россию.
Общая стоимость проекта остается неизвестной. Кредит, предоставленный Россией составил 10 миллиардов долларов. Лукашенко около полутора лет назад утверждал, что строительство БелАЭС обойдется дешевле — около 7 миллиардов. Однако эта сумма не включает целый ряд дополнительных расходов, прежде всего на инфрастрктуру. Это еще несколько миллиардов долларов. То есть, в целом затраты на станцию даже превысят сумму российского кредита примерно на 10%. Что же касается займа, то выплачивать его Белоруссии придется еще около 15 лет.
АЭС раздора
Главным противником грандиозного проекта Лукашенко с самого начала была Литва. Причина — в расположении БелАЭС: она находится совсем недалеко от белорусско-литовской границы, а до Вильнюса от нее всего 50 километров. Власти прибалтийского государства опасаются, что в случае аварии радиоактивное заражение затронет и их территорию, а более полумиллиона человек из столицы придется эвакуировать. Во время строительства станции литовские СМИ сообщали о многочисленных нарушениях, якобы допущенных дочкой «Росатома». Одним из самых громких стал инцидент, произошедший в июне 2016 года: при перемещении 300-тонного цилиндрического корпуса реактора он упал с высоты нескольких метров. После того, как об этом стало известно и голоса протестующих против установки этого корпуса стали звучать все громче, этот элемент конструкции решено было заменить. При этом у экспертов МАГАТЭ не возникло претензий технического характера к БелАЭС. Положительный вердикт специалисты вынесли в марте 2020 года.
Литва же осталась при своем мнении. Напряженность росла по мере приближения даты запуска проекта. Наконец, после того, как в конце октября станцию включили в национальную энергосеть, литовский оператор энергосети Litgrid заявил, что с этого момента пропуск электроэнергии из Белоруссии прекращается. Присоединиться к кампании против белорусской АЭС также решили Польша, Эстония и Латвия. Вильнюс направил Минску ноту протеста.
Что произошло после запуска
8 ноября первый энергоблок АЭС экстренно прекратил выработку электроэнергии. В детали представители проекта вдаваться не стали, лишь пояснив, что для восстановления производства потребуется замена «определенного оборудования», а на самой станции продолжаются пусконаладочные работы. Безопасности это не грозит, уверяют местные специалисты.
Белорусское издание Tut.by сообщило о взрывах нескольких трансформаторов напряжения на первом энергоблоке. По словам неназванного источника, «формально ничего из ряда вон выходящего не произошло» и подобное ранее уже случалось на Ленинградской АЭС. Также собеседник журналистов отметил, что с последствиями аварии придется долго разбираться — необходимо будет провести расследование инцидента, восстановить схему выдачи мощности и провести повторную наладку. По мнению экспертов, на радиационную безопасность авария не влияет. Ответить за произошедшее, видимо, придется производителю трансформаторов — ему предъявят гарантийные претензии.
Тем временем в Литве готовятся к худшему. После инцидента на БелАЭС глава Центра радиационной защиты страны Рамуне Стасюнайтене собрала пресс-конференцию, на которой рассказала, что в случае утечки на станции радиоактивное облако дойдет до Вильнюса всего за пару часов. Для отслеживания уровня радионуклидов Литва даже построила рядом с белорусской границей 14 станций раннего оповещения.