В Минске задержали члена президиума Координационного совета белорусской оппозиции Максима Знака, пропавшая ранее Мария Колесникова обнаружена в СИЗО. Теперь из президиума на свободе остается только нобелевский лауреат Светлана Алексиевич, и к ней уже стучатся в дверь неизвестные люди. Рассказываем, как за три недели существования совета в Белоруссии задержали, арестовали или выдворили почти всех его членов.
Неизвестные пытаются войти в квартиру Светланы Алексиевич, последнего оставшегося на свободе и на территории Белоруссии члена президиума Координационного совета Белорусской оппозиции. Ранее утром 9 сентября неизвестные задержали другого члена президиума КС, юриста Максима Знака. Светлана Тихановская заявила, что белорусские власти пытаются парализовать Координационный совет оппозиции. «Несомненно, Лукашенко боится переговоров и пробует таким образом парализовать работу Координационного совета, запугать его членов. Но альтернативы переговорам нет, и Лукашенко придется это принять», — говорится в заявлении Тихановской, опубликованном в ее официальном Telegram-канале.
Координационный совет по трансферу власти был создан 15 августа по инициативе Светланы Тихановской. Через четыре дня совет выбрал семерых членов президиума из своего состава. Всего в КС пошли около 70 человек. Основная цель совета, заявленная на первом заседании 18 августа — «проведение новых выборов президента и мирный трансфер власти». Действующий президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что расценивает создание и требования КС как «попытку захвата власти со всеми вытекающими последствиями».
20 августа генпрокурор Белоруссии Александр Конюк заявил, что по факту создания Координационного совета было возбуждено дело по статье 361 УК Белоруссии (Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь). «Создание и деятельность Координационного совета направлены на захват государственной власти, а также на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь», — заявил генпрокурор. Статья предусматривает до пяти лет лишения свободы. Вскоре после этого у членов президиума начались проблемы.
Ольга Ковалькова и Сергей Дылевский
24 августа возле проходной Минского тракторного завода задержали доверенное лицо Светланы Тихановской Ольгу Ковалькову и лидера стачечного комитета Сергея Дылевского. На следующий день суд Заводского района Минска арестовал обоих на 10 суток. Им вменили нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий (статья 23.34 КоАП Белоруссии), на Ковалькову также был составлен протокол о неподчинении сотруднику милиции (статья 23.17 КоАП).
3 сентября, сразу после выхода из изолятора по истечении срока ареста, Ковалькова и Дылевский снова были задержаны и арестованы на 15 суток по той же статье о несогласованных массовых мероприятиях.
5 сентября стало известно о том, что Ковалькову насильно вывезли из Белоруссии в Польшу. По словам Ковальковой, ее забрали из изолятора на Окрестина в Минске, посадили в машину, надели капюшон и увезли в неизвестном направлении. Позднее МВД Белоруссии сообщило, что Ковалькову отпустили из изолятора по состоянию здоровья для лечения, о котором она попросила. Сергей Дылевский по прежнему находится в изоляторе.
Лилия Власова
31 августа активистку и члена президиума Лилию Власову вызвали в Центральное РУВД Минска по факту участия в несогласованном митинге, а в ее доме прошел обыск. После этого Власову задержали, а 3 сентября на нее завели уголовное дело о налоговых махинациях, связанных с бизнесом ее сына. Сейчас Власова находится под стражей.
Мария Колесникова
Утром 7 сентября возле Национального художественного музея Минска неизвестные в гражданской одежде и масках посадили в микроавтобус координатора штаба Виктора Бабарико и члена президиума КС Марию Колесникову. Автобус уехал в неизвестном направлении. После этого также пропали пресс-секретарь КС Антон Родненков, а также исполнительный секретарь КС Иван Кравцов. У Кравцова в квартире прошел обыск. Координационный совет выступил с официальным заявлением «о похищениях, жестких нарушениях и устрашении» родственники Колесниковой подали заявление по факту исчезновения.
Утром 8-го сентября появилось сообщение о том, что Колесникова, Кравцов и Родненков пересекли границу с Украиной. В телеграм-канале «БЕЛТА» появилось видео, на котором Иван Кравцов говорит: «Я принял решение покинуть территорию страны. Сейчас мы, в том числе Мария Колесникова, будем пересекать границу республики Беларусь и покинем её на некоторое время». В этом же сообщении указано, что у Кравцова и Родненкова перейти границу получилось, а Марию Колесникову задержали. Однако в «Интерфакс-Украина» сообщили, что оппозиционеров пытались насильно депортировать из Белоруссии. По сообщению агентства, на границе Мария Колесникова порвала паспорт, чтобы украинские пограничники не могли пропустить ее на территорию страны, после чего ее пришлось задержать.
Колесникову доставили в Мозырский погранотряд — ближайший к границе с Украиной. 9 сентября Telegram-канал NEXTA сообщил, что Мария Колесникова арестована и находится в СИЗО №1 на улице Володарского в Минске.
Павел Латушко
2 сентября другой член президиума Координационного совета оппозиции, бывший дипломат и министр культуры Белоруссии Павел Латушко сообщил о том, что покинул страну. Позднее он объяснил это угрозами со стороны белорусского КГБ. Сотрудники силового ведомства неоднократно пытались связаться с ним, и требовали выйти из состава КС и прекратить критику власти.
«Мне был поставлен ультиматум: или я остаюсь в стране и в отношении меня будет возбуждено уголовное дело, или я еще имею возможность покинуть Белоруссию», — сказал Латушко в комментарии прессе 7 сентября. Он отметил, что надеется вернуться в Белоруссию в ближайшее время.
Максим Знак
Утром 9 сентября люди в гражданском и в масках увезли в неизвестном направлении еще одного члена президиума КС, юриста Максима Знака. Оппозиционера задержали в штабе Виктора Бабарико, где также прошел обыск.
«В 8:30 у Максима должно было быть интервью, он не зашел в зум, я ему позвонил, он произнес фразу „похоже кто-то к нам пришел“, отключился и написал слово „маски“. Сейчас он недоступен», — сообщил TUT. BY пресс-секретарь штаба Бабарико Глеб Глебов. Где сейчас находится Знак, неизвестно.
Светлана Алексиевич
26 августа нобелевского лауреата по литературе и члена президиума КС Светлану Алексиевич вызвали на допрос в Следственный комитет Белоруссии в качестве свидетеля по уголовному делу о создании Координационного совета оппозиции. Тогда она отказалась свидетельствовать против себя, и вскоре ее отпустили.
Утром 9 сентября она сообщила журналисту «Еврорадио» о том, что к ней в квартиру пытаются попасть неизвестные люди, а на телефон поступают звонки с неопознанных номеров. «Светлана Алексиевич просит, чтоб к ней приехали журналисты, потому что ей звонят с неизвестных номеров и звонят в квартиру», — передает слова журналиста Interfax.
После этого писательница рассказала в комментарии «Радио Свободе», что они «сделали расширенный совет», поэтому КС продолжит действовать. Алексиевич пока остается единственным членом президиума Координационного совета, кто находится на свободе.
_____________________
Обновлено в 15:10
Сегодня Алексиевич выступила с заявлением на сайте белорусского ПЕН-центра:
«Уже не осталось никого из моих друзей-единомышленников в Президиуме Координационного Совета. Все или в тюрьме, или выброшены за границу. Сегодня взяли, последним, Максима Знака.
Сначала у нас похитили страну, похищают лучших из нас. Но вместо вырванных из наших рядов придут сотни других. Восстал не Координационный комитет. Восстала страна. Я хочу повторить то, что говорю всегда. Мы не готовили переворот. Мы хотели не допустить раскола в нашей стране. Мы хотели, чтобы в обществе начался диалог. Лукашенко говорит, что не будет говорить с улицей, а улица – это сотни тысяч людей, которые каждое воскресенье и каждый день выходят на улицу. Это не улица. Это народ.
Люди выходят на улицу со своими маленькими детьми, потому что они верят, что они победят.
Еще я хочу обратиться к русской интеллигенции, назовем это так по-старому обычаю. Почему вы молчите? Мы слышим только редкие голоса в поддержку. Почему вы молчите, когда видите, как растаптывают маленький, гордый народ? Мы все еще ваши братья.
А своему народу я хочу сказать, что я люблю его. Я горжусь им.
Вот опять кто-то неизвестный звонит в дверь…»