Мужчины в «однообразной одежде в стиле милитари», державшиеся обособленно, не употреблявшие спиртного, «небольшими группами внимательно изучили территорию и окружение санатория». Что могли делать российские наемники в Минске и почему Лукашенко направил против них спецназ?
Что точно известно о произошедшем в Белоруссии
Белорусские силовики заявили о задержании 33 боевиков из ЧВК Вагнера. Большинство было схвачено спецназом в санатории под Минском, еще одного задержали на юге страны. Государственное информагентство «Белта» сообщает, что все задержанные – граждане РФ.
По словам правоохранителей, была получена информация о прибытии на территорию Белоруссии «более 200 боевиков для дестабилизации обстановки в период избирательной кампании».
При себе задержанные россияне имели каждый по небольшой ручной клади, и на всех — три больших тяжелых чемодана. Оружия при них обнаружено не было. Среди вещей задержанных, попавших на кадры съемки белорусского ТВ, видны суданские денежные купюры и суданская телефонная карточка. Сотрудники ЧВК Вагнера действительно размещены в Судане и выполняют там различные задания.
Также в рюкзаках россиян найдены шевроны с угрожающими изображениями и надписями – типа «Наш бизнес смерть, и бизнес идет хорошо».
«По данным администрации санатория, приезжие обратили на себя внимание нехарактерным для российских туристов поведением и однообразной одеждой в стиле милитари. Спиртного не употребляли, увеселительных заведений не посещали, держались обособленно, стараясь не привлекать к себе внимания. Они небольшими группами внимательно изучили территорию и окружение санатория» – пишет «Белта».
Фамилии нескольких задержанных были обнаружены в списках украинского сайта «Миротворец», собирающего информацию о членах российских вооруженных групп, воевавших на Донбассе. Расследовательский проект CIT сообщает: по опубликованному белорусскими силовиками списку имен можно установить, что многие из этих лиц давно замечены в рядах ЧВК Вагнера, например, Тахир Бахтигараев, Алексей Волгин, Олег Дрыга, Александр Руденко, Денис Харитонов и другие.
Бывший корреспондент LifeNews Семен Пегов в своем telegram-канале WarGonzo написал, что среди задержанных есть экс-бойцы так называемого «батальона Захара Прилепина». «Есть там два или три бойца из моего батальона. Собственно, если не десятки, то сотни людей работают в ЧВК и участвуют в боевых конфликтах» – подтвердил информацию писатель Прилепин. При этом он отверг вероятность того, что задержанные планировали дестабилизировать ситуацию в Белоруссии. Прилепин утверждает, что из Минска бойцы могли отправляться «в другие точки мира».
Следует отметить, что разоблачение вооруженных заговоров и враждебных военных операций – излюбленный ход белорусских властей в кризисные моменты. Например, во время президентских выборов 2010 года было объявлено о оружии, якобы найденном в автомобиле, принадлежащим штабу одного из оппозиционны кандидатов.
О том, что иностранные ЧВК представляют особую угрозу в преддверии выборов, Лукашенко заявил еще накануне арестов россиян, выступая перед белорусскими офицерами. «У нас маловато майданутых, их подтянут со стороны. Это профессиональные военные, бандиты. Они специально готовятся, в основном в рамках ЧВК» – утверждал президент.
Версии, объясняющие произошедшее
Вскоре после того, как стало известно о задержании россиян, в социальных сетях появилась основная версия произошедшего. В то, что «вагнеровцы» (или сотрудники иных российских ЧВК) планировали «дестабилизировать ситуацию» большинство российских журналистов и блогеров отказывается верить.
С одной стороны, при всей нервозности в отношениях между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко, Кремль никак не может быть заинтересован в «майданном» сценарии» развития событий в Белоруссии. Лукашенко – сложный, зачастую конфликтный, но все же привычный партнер для Москвы. Он хотя бы гарантирует нераспространение западного военно-политического влияния на территорию Белоруссии. А рост западного военно-политического влияния на постсоветских пространствах – одна из главных фобий Кремля и лично Путина. В условиях отсутствия альтернативного промосковского кандидата на президентский пост, глупо было бы подрывать и без того шаткие позиции Лукашенко, приближая победу Светланы Тихановской, открыто заявляющей о ненужности Союзного государства.
Основная же версия заключается в том, что российские наемники направлялись в одну из стран Африки – скорее всего, в Судан, учитывая найденные при обыске купюры и телефонную карточку этой страны. Якобы, Белоруссия, как государство с нулевыми эпидемиологическими ограничениями, в период пандемии коронавируса стала «коридором» для переброски «вагнеровцев» в третьи страны.
Согласно этой версии, белорусские спецслужбы и лично Лукашенко дали санкцию на «работу» коридора. В такой ситуации задержание группы «вагнеровцев» лишь ради поднятия патриотической истерики и сплочения общества вокруг Лукашенко выглядит как удар в лицо Кремлю.
Однако, есть основания сомневаться в такой версии.
Как известно, у бойцов прокремлевских ЧВК есть давно налаженные маршруты переброски личного состава в интересующие их страны. Военные борта перебрасывали наемников в сирийскую Латакию, откуда уже было возможно дальнейшее перемещение в другие места – в Хартум (Судан), Банги (Центральноафриканская республика), Бенгази (Ливия).
Теоретически вероятна и отправка «вагнеровцев» в тот же Судан через Минск (с пересадками и тратой огромного количества времени). Такой вариант возможен, если нужно отправить небольшую группу – минобороновский лайнер Ту-154 ради этого «гонять в рейс» накладно. Кроме того, расследователи из CIT напоминают, что «часто деятельность Евгения Пригожина связана не только с обслуживанием военных интересов РФ, но и с его личным бизнесом – например, добычей золота в Судане. «Возможно, Министерство обороны России и было бы готово выделить любое количество самолетов в кратчайшие сроки для перевозки бойцов «Вагнера» для «защиты государственных интересов», но вряд ли оно готово быть его бесплатным такси» – отмечают в СIT.
Так как отправка такой небольшой группы пассажирскими рейсами из Москвы сейчас невозможна (авиасообщение РФ с большинством стран все еще закрыто), Минск может играть роль альтернативного пути.
Но все же ради предвыборного пиара пойти на задержанеие бойцов ЧВК Вагнера (то есть бойцов теневой армии Кремля), которые просто «едут мимо» – это слишком опасный ход, на который Лукашенко вряд ли способен пойти.
Отдавая очень ответственный, опасный по возможным последствиям приказ задержать «вагнеровцев», Лукашенко, скорее всего, верил, что они действительно представляют угрозу его правлению.
Нельзя исключать, что Кремль сомневается в том, что Лукашенко способен сохранить власть – и в Москве готовятся к «дестабилизации ситуации» уже в период «после Лукашенко». Думают о том, как вести игру в «революционной» Белоруссии. «Вагнеровцы» могли получить приказ «прощупывать» Белоруссию, искать подходящие места базирования, осматриваться. Эти задачи можно было решать и по пути в условный «Судан», и используя «Судан» (и «минский коридор» в целом) в качестве «легенды».
Александр Лукашенко (все более нервный, все более параноидальный) мог такую активность на своей территории воспринять как игру против себя, как угрозу.