in

Арест Котова. Как активист, выступавший в поддержку политзаключенных, сам стал политзаключенным

Константин Котов. Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

 

 

В Пресненском районном суде 14 августа арестовали гражданского активиста Константина Котова. Он стал первым, кто отправится в СИЗО по «дадинской» статье — предыдущих обвиняемых в неоднократном нарушении правил митингов либо отправляли под домашний арест, либо запрещали им пользоваться телефоном и интернетом. Несмотря на несколько десятков поручительств и готовность его соратников выплатить залог, судья Елена Абрамова арестовала его на два месяца.

 

 

На втором этаже Пресненского суда люди стали собираться с самого утра — при том, что точное время заседания по Котову не было известно. Активиста привезли в суд ровно в час дня: чтобы оградить его от соратников, вдоль прохода от автозака к служебному входу встали несколько полицейских и приставов. 

Сразу после того, как в суд завели Котова, в здание стали пропускать и аккредитованных журналистов. Слушатели, которые пришли поддержать активиста, относились к ним с недоверием. Некоторые из них пристально рассматривали пресс-карты, а увидев микрофон «Первого канала», несколько активисток окружили оператора и стали упрекать его в работе на пропагандистов.

— У вас совесть есть? — спрашивала одна.

— Откуда у него совесть, он работает за бабло! — кричала другая.

— У него есть совесть, и она чистая! Только он про нее забыл! — шутили в коридоре.

Оператор «Первого» попытался снять активисток — их соратник позвал пристава и сказал, что в коридоре снимать нельзя. Пострадали в итоге все: и журналистов, и слушателей оттеснили от дверей за наспех построенные баррикады из скамеек.

 

 

Через 50 минут после прибытия Котова его завели в зал. Активиста встретили аплодисментами — они не утихали даже после того, как дверь закрылась. Желающих посетить заседание оказалось около полусотни. Правозащитница Виктория Ивлева предложила журналистам не освещать процесс — чтобы в зал попали те, кому действительно это нужно. Журналисты такую инициативу не поддержали, и даже впряглись друг за друга:

— Вы понимаете, если «Медиазона» не попадет на процесс, о нем никто не узнает! — объяснял Ивлевой корреспондент «Дождя».

— Мы поручители, нам нужно быть на суде! — отвечала правозащитница.

— Вы можете сидеть в коридоре, и вас вызовут, — говорил ей другой слушатель.

 Первыми в зал зашли родственники Котова, за ними — пишущие журналисты. Поручителей впускали в последнюю очередь: так в зал попали Григорий Явлинский, Виктория Ивлева и Виктор Шендерович. Десяток слушателей прошли с ними — приставы отказались начинать заседание, пока они не уйдут в другой зал смотреть трансляцию.

Пока заседание не начиналось, друзья спрашивали Котова, во сколько он проснулся и как его кормили в изоляторе. «Проснулся вовремя», — активист шутил и в аквариуме. Приставам это не нравилось, и они предупредили, что за следующий вопрос посторонних могут удалить.

Наконец судья Елена Абрамова зашла в зал и начала заседание с установления личности Котова. Он говорил из аквариума через неисправную акустическую систему — из-за этого его голос звучал как механический. Следователь попросил приобщить к делу рапорты полицейских, по которым Котова судили раньше. Их качество и содержание защите не понравилось. 

— Что у вас с ксероксом? — тихо спрашивала адвокат Мария Эйсмонт. Она заметила, что показания в рапортах повторяются почти дословно. Правда, суд все равно приобщил их к делу. 

Следствие попросило арестовать Котова почти на два месяца — до 12 октября. Основанием для возбуждения дела было его участие в акции 10 августа, когда его задержали у администрации президента. Это нарушение посчитали третьим за полгода. После задержания его двое суток продержали в ОВД и отпустили под обязательство о явке на следующий день. Тем же вечером его задержали снова — уже по новому уголовному делу.

Следствие посчитало, что Котов может скрыться — у него есть загранпаспорт, оперативник ЦПЭ посчитал это веским основанием и указал о нем в рапорте. Ходатайство следствия сухо поддержал прокурор.

Адвокат Эйсмонт попросила суд отпустить Котова под залог — его вызвалась выплатить Виктория Ивлева. «Если суд считает, что сумма недостаточна, мы готовы увеличить ее», — сказала защитница и перешла к поручительствам. 

За Котова поручились семь муниципальных депутатов, Григорий Явлинский, Людмила Улицкая, Олег Дорман, Виктор Шендерович и «слушатели, которые не поместились в зал». Следом она приобщила заявление родителей Котова — на случай, если суд изберет домашний арест. 

В поддержку своей позиции Эйсмонт напомнила про дело Ильдара Дадина, которому назначили домашний арест, и дело коломенского экоактивиста Вячеслава Егорова, которому домашний арест позже заменили на запрет определенных действий — прогулок по ночам и пользования интернетом. Он тоже приехал в суд — перед заседанием он встречал Котова с браслетом на ноге. 

Следом выступил и Котов. Он сказал, что акции, за которых его задерживали — сход в поддержку «Нового величия», шествие в поддержку Ивана Голунова и встречи на Трубной — были мирными. Он назвал свое преследование политически мотивированным и предположил, что им пытаются запугать других людей.

После беглого прочтения материалов дела — рапорта оперативника ЦПЭ, постановления о возбуждении дела и протоколов — судья объявила перерыв. 

45 минут спустя судья вернулась и стала максимально тихо и быстро зачитывать постановление. Слышно не было никому — ни зрителям трансляции, ни слушателям в зале. Из него стало понятно, что суд считает просьбу следователя законной. Когда судья Абрамова закончила читать решение, в зале закричали «Позор!», и приставы не могли выгнать слушателей.

 

На выходе из зала плакали родственники и близкие товарищи Котова. Некоторым было тяжело стоять. Там же активисты расспрашивали оператора «Первого канала», было ли ему удобно снимать арест их соратника. Его вывели из зала под те же аплодисменты. Крики «Костя!» переходили в лозунги «Позор!» и «Свободу». Так активист, выступавший в поддержку политзаключенных, сам стал политзаключенным.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.