С 1 декабря 2019 года лекарственные препараты прегабалин, тапентадол и тропикамид внесли в список сильнодействующих веществ. Теперь за незаконный сбыт этих препаратов грозит уголовная ответственность. «МБХ медиа» разобрались, поможет ли это в борьбе с наркозависимостью и как это повлияет ли на пациентов, которым такие препараты необходимы.
Прегабалин, тапентадол и тропикамид входят в список жизненно необходимых и важнейших препаратов (ЖНВЛП). Прегабалин — это противоэпилептическое средство, тапентадол — опиоидное обезболивающее, а тропикамид — глазные капли, которые используют офтальмологи при осмотре глазного дна.
Эти препараты популярны среди наркозависимых: при определенной дозировке они вызывают психотропный эффект, причем стоят эти препараты довольно дешево, а уголовной ответственности за их хранение нет. Прегабалин, известный в России под торговым названием «Лирика» — самый популярный из этих трех препаратов, в некоторых местах его без проблем покупают даже школьники и студенты. Капли для глаз «Тропикамид» чаще всего используют наркозависимые, чтобы усилить эффект другого наркотика; употребляют их внутривенно. Тапентадол распространен куда меньше, но, если верить анонимным форумам, обладает схожим с тропикамидом эффектом. Все эти лекарства отпускаются только по рецепту, но многие аптеки продают их наркозависимым и без него, в разы завышая цены. За незаконный сбыт этих препаратов ранее грозил только административный штраф в размере до 30 тысяч рублей, а прибыль от нелегальной продажи препаратов была довольно большой, поэтому фармацевты продолжали торговать из-под полы.
Олег Зыков, директор Института наркологического здоровья нации, считает, что в борьбе с наркоманией подобное ужесточение законодательства не поможет. «Запрет отдельных лекарственных препаратов без политики снижения спроса не имеет никакого смысла, потому что это рынок. И если на рынке при определенном спросе уходит одно вещество, то появляется сразу другое вещество», — рассказал он «МБХ медиа». Зыков привел пример с запретом кодеиносодержащих препаратов — сразу после этого появились синтетические каннабиноиды и психостимуляторы. Он рассказывает, что гораздо важнее проводить педагогическую работу с детьми и работать с тюремным населением — тогда спрос на наркотики начнет падать. Пациентам, которым необходимы эти лекарства, беспокоится не стоит, считает Зыков. Для них ничего не изменится: внесение лекарств в список сильнодействующих веществ не означает прекращение продаж.
Вещества из этого списка встречаются в самых разных препаратах. В 2018 году трансгендера из Екатеринбурга приговорили к трем годам условного срока. Он заказал в интернете гормональный препарат Sustaged, в состав которого входит 1-тестостерон, включенный в список сильнодействующих веществ. В мае 2019 года жительницу Оренбурга приговорили к полутора годам колонии за покупку средства для похудения. В его составе было вещество сибутрамин — оно тоже находится в этом списке.