Большинство жителей Москвы почти за полгода до выборов в Госдуму настроены скептически как по отношению к партиям, которые поведут своих кандидатов за мандатами, так и к самой избирательной кампании. Эксперты считают, что участвовать в выборах жителям столицы, может, и хочется, да не из кого выбирать. Рассказываем, почему Собянин сейчас популярнее Путина, а рейтинг Навального гораздо ниже чем в 2013 году, когда он баллотировался на пост мэра.
Политтехнологи Павел Дубравский и Артемий Введенский провели социологическое исследование в преддверии выборов в Госдуму РФ в Москве. Они интересовались у москвичей из разных частей столицы — за кого бы они проголосовали, если бы выборы прошли в ближайшее воскресенье. Опрос касался четырех персон — нынешнего президента Владимира Путина, сидящего в колонии оппозиционного политика Алексея Навального, премьер-министра Михаила Мишустина и мэра Москвы Сергея Собянина.
Кроме того, исследование затронуло партийные симпатии москвичей. По словам Дубравского и Введенского, исследование проводилась методом уличного опроса. К проведению исследования привлекались специалисты социологической компании Russian Field и Дубравский Консалтинг. Всего социологи опросили 1200 человек, по 100 респондентов в каждом административном округе Москвы. Были опрошены жители старше 18 лет, имеющие постоянную регистрацию в столице. «Выборка квотная, репрезентативная по полу и возрасту. Статистическая погрешность не более 2%», — отметил Дубравский.
Путин, Собянин и Навальный
Исследование показало, что прямо сейчас Владимира Путина готовы поддержать на выборах 52,6% москвичей. Причем наибольшей популярностью он пользуется у возрастной категории от 45 лет и старше. «Как видим, рейтинг президента также высок, но более чем на 10 процентных пунктов ниже, чем прогнозы исследовательских центров о доверии и оценке деятельности власти», — объяснил «МБХ медиа» Введенский. В марте ВЦИОМ публиковал данные о доверии россиян к Путину. Тогда они составляли 65,6%.
За Алексея Навального готовы проголосовать — 15,8%, его основной электорат — возрастная категория 18-29 лет. Если бы москвичам предложили выбирать премьер-министра, за кандидатуру Мишустина свои голоса отдали бы 45,2%. Собянина поддержать на выборах готовы 55,1% москвичей. Как видно из цифр исследования, мэр у москвичей пользуется большей популярностью, чем Путин.
«У меня есть тому два объяснения. Первое — локдаун. Москвичи сравнивали информационный фон во время жестких ограничений с соседними регионами, в частности, с Санкт-Петербургом. В мае прошлого года по Москве уже можно было свободно передвигаться, в Питере тем временем ограничения действовали до середины лета и даже ухудшались зимой, — говорит Павел Дубравский. — Кроме того, если неудачи Собянина связываются только с Москвой, то неудачи президента — со всей страной. Соответственно, негативного фона вокруг президента всегда будет больше».
Что касается низкого рейтинга Алексея Навального, то, как полагают исследователи, объясняется это прежде всего объемом ресурсов для донесения своих контента и повестки до населения. «Большинство каналов коммуникаций, которые видит среднестатистический москвич — это интернет, соцсети, новостные агрегаторы. В большинстве из них информация об Алексее Навальном подается негативно либо через призму уголовных дел и тд, — объясняет Павел Дубравский. — Поэтому когда абсолютное большинство каналов работает против конкретного политика — его рейтинг будет низким».
У Навального этих каналов меньше, чем у власти, уверен Дубравский, и поэтому у него нет возможности перебить федеральное ТВ и попасть «в каждый утюг», чтобы повлиять на отношение к оппозиционеру. «Да, за последние несколько лет популярность Алексея выше, но негативной информации, которая распространялась еще с начала 2010-х годов о нем — больше. За этот долгий период и сформировалось такое устойчивое негативное отношение», — считает Дубравский.
Однако в ситуации с Навальным он предлагает учитывать, что если бы его допустили до избирательной кампании, то эти цифры бы сильно поменялись в сторону улучшения его рейтинга. «Потому что избирательная кампания — это не только общение с политиками, — отметил Дубравский, — но и их агитаторами, убежденными и с горящими глазами, политической структурой и прочим».
КПРФ теряет позиции
Любопытны и цифры по партиям. Так, например, большинство москвичей, принявших участие в опросе, по-прежнему отдали бы голоса «Единой России». Однако результат у нее крайне низкий —22,9%. Второе место, если бы выборы прошли в ближайшее воскресенье, согласно исследованию, заняла бы ЛДПР —10,1%, а вот КПРФ набрала бы лишь 5,8%. Все остальные партии набирают меньше 5%. «Справедливой России — За Правду», к примеру, прямо сейчас симпатизируют лишь 4% москвичей, «Яблоку» примерно столько же — 4,2%.
Результатом КПРФ и Дубравский, и Введенский были удивлены, признались они «МБХ медиа». «В Москве есть негласное правило среди политтехнологов — если у вас есть лейбл КПРФ, вы набираете как минимум 10-12%. И раньше это правило действовало не только в Москве и регионах «красного пояса». Здесь это правило не работает», — объясняет Дубравский. По его мнению, связано это может быть с двумя вещами. Во-первых, тем, что ЛДПР удалось воспользоваться интересом электората к партии во время хабаровских протестов в поддержку арестованного губернатора Сергея Фургала. Во-вторых, свою роль мог сыграть конфликт внутри КПРФ — между консервативным крылом, возглавляемым Зюгановым, и соратниками Валерия Рашкина, который не раз публично проявлял симпатии к Алексею Навальному. Соратники Рашкина в 2019 году во многом благодаря «Умному голосованию» получили депутатские мандаты в Мосгордуме.
«Как показал последний съезд партии, фракция Рашкина проиграла, и КПРФ останется такой же консервативной и лояльной по отношению к власти, какой была до этого», — отметил Дубравский. Артемий Введенский в копилку низкого рейтинга компартии добавил и то, что КПРФ, по его мнению, не ведет активной деятельности в Москве. «Москвичи достаточно прогрессивны — повестка партии им не сильно интересна», — сказал Введенский.
На втором месте по антирейтингу (то, за кого респонденты не проголосовали бы ни при каких условиях) после «Единой России» (34,8%), расположилось «Яблоко» (16,3%). Артемий Введенский объясняет это тем, что «против партии давно развернута широкая кампания по дискредитации». За «Яблоко», говорит он, голосуют в основном демократы и либералы «старой школы». Продолжая эту мысль, Павел Дубравский говорит, что в данный момент основанная Григорием Явлинским партия не может похвастать яркими и сильными кампаниями. А работа в условиях негативного информационного шума, сложившегося вокруг партии в последнее время, не может не вызывать скепсиса у ее электората. Впрочем, говорит Дубравский, все может измениться ближе к выборам. Например, если «Яблоко» сможет выставить сильных кандидатов.
«Что касается остальных партий, то все эти «Новые люди», призванные вроде бы собрать протестный электорат, «Партия пенсионеров» и остальные, — о них в Москве никто не знает, все они набирают меньше чем по два процента», — говорит Павел Дубравский. По его словам, в целом исследование говорит о том, что люди разочарованы тем, что парламентские партии не представляют их интересы. Отсюда не удивительно, что самым популярным ответом на вопрос — за какую партию вы бы проголосовали? — стал ответ: «Ни за одну из перечисленных», он набрал 28,1%. Еще 14,9% респондентов затруднились ответить.
«30% населения Москвы не видят для себя партию, за которую они могли бы проголосовать. Причем речь о людях, которые хотели бы участвовать в выборах, но считают, что выбора-то у них толком и нет», — считает Павел Дубравский.
«Умное голосование» нуждается в сильных кандидатах
Ситуация с рейтингами и антирейтингами партий вполне предсказуема, считает политолог Константин Калачев. На итоговый результат, по его мнению, в любом случае повлияет явка. «Я бы не стал недооценивать возможности партии «Новые Люди» провести яркую кампанию и существенно вырасти, — сказал Калачев «МБХ медиа». — По «Единой России» многое определит фигура лидера федерального и регионального списка, а также мобилизационные возможности». В цифрах «Яблока» политолог увидел перспективы, но добавил, что в целом по стране «у этой партии всё куда хуже — хотя до 3 процентов результат может дорасти».
«Москвичи настроены по отношению к власти критичнее, чем другие, но это не помешает кандидатам «административного» пула победить по всем округам. Если и будет исключение, то это один или два округа. Другое дело, что высокий антирейтинг партии власти отразится на стилистике и содержании кампаний одномандатников. По спискам присутствие Собянина как регионального электорального паровоза может помочь ЕР значительно улучшить результат», — считает Калачев.
Главный вывод, который напрашивается после ознакомления с исследованием, отметил политолог, заключается в том, что даже при весьма критичном отношении москвичей к «Единой России», если остальные партии не выставят сильных кандидатов в округах, то никакое «Умное голосование» не сможет помешать победе административных кандидатов.