in

Анархическая республика Беларусь. Как Лукашенко использует антифа и анархистов в своей пропаганде

Александр Лукашенко
Александр Лукашенко. Фото: пресс-служба Кремля

В Белоруссии уже несколько месяцев целенаправленно преследуют анархистов. А последние задержания активно раскручивают госканалы: для них повод заявить, что мирным протест против режима Александра Лукашенко выглядит только для Запада и либеральных СМИ, а на самом деле им заправляют радикалы и террористы. Эксперты считают, что режиму это нужно не столько для оправдания насилия со стороны силовиков, сколько для укрепления отношений Лукашенко с Россией. «МБХ медиа» рассказывает, как анархисты стали инструментами государственной пропаганды.

Николай Дедок

12 ноября МВД Белоруссии распространило видеоролик, на котором молодой человек в черной куртке, с разбитым лицом, стоит в кадре и отвечает на вопросы оперативника. 

«Цели и задачи — свержение государства, борьба с системой», — сказал «один из лидеров анархистского движения», как представили его милиционеры. 

Человек в кадре — 32-летний Николай Дедок, белорусский анархист, фигурант уголовного дела о нападении с коктейлями Молотова на российское посольство в Минске в августе 2010 года. Тогда ее связывали с поддержкой антифашистов Максима Солопова и Алексея Гаскарова, задержанных после нападения на администрацию Химок с целью защиты Химкинского леса. После четырех с половиной лет в колонии Дедок не отказался от анархистских убеждений и продолжил участвовать в деятельности движения. Правда, больше в публичной сфере. Он вел телеграм-канал Mikola, где рассказывал о белорусских протестах, написал книжку об иранских моджахедах, а также вел видеоблог Radix на YouTube. В начале ноября Николай Дедок дал интервью «МБХ медиа», затем «Радио Свободы», а дальше последовало его задержание. 

Как заявила официальный представитель МВД Белоруссии Ольга Чемоданова, задержан Дедок был «на конспиративной квартире» в поселке Сосновый в часе езды от Минска. Там он жил, предположительно, три месяца. Если верить местным силовикам, то при обыске у него были изъяты «банковские платежные карточки и крупные суммы денег в различной валюте, предназначенные для финансирования участников протестов». На кадрах, опубликованных оперативниками, — конверты, рядом с которыми разложены банкноты евро. Конверты подписаны: «ЗША», «Переезд», «Безопасность», «Инфраструктура» и так далее. «Также там обнаружены стеклянные бутылки с горюче-смазочными материалами (коктейли Молотова), листовки, наклейки, протестная атрибутика и компьютерная техника», — добавила Чемоданова. 

Здержанный анархист Николай Дедок
Задержанный анархист Николай Дедок. Фото: кадр из видео пресс-службы МВД Белоруссиии

Позже в сети появилось еще одно видео. На нем Дедок стоит уже на фоне официального белорусского флага, говорит, что раскаивается, призывает других не участвовать в протестах и заканчивает свое обращение словами: «Я люблю свою страну». Телеграм-канал задержанного уже контролируется силовиками. Председатель правозащитного центра «Весна» Алесь Беляцкий в разговоре с «МБХ медиа» рассказал, что даже по видео задержания анархиста видно, что Дедка жестоко избивали, а признание он сделал «явно под давлением». Он знает анархиста как «образованного и открытого человека». «Акции, которые за последние годы он проводил, были мирными и направленными на расширение информационного пространства Беларуси, там и не пахло какими-то насильственными действиями», — отметил Беляцкий. 

Тем не менее Дедка уже признали подозреваемым по уголовному делу, ранее возбужденному «за организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок». Сейчас находится в ИВС, откуда его, скорее всего, переведут в СИЗО на Володарке.  Адвокат Дедка Наталья Мацкевич рассказала, что заявила ходатайство о проведении медицинского освидетельствования и назначении судебно-медицинской экспертизы телесных повреждений у ее подзащитного.

По государственному ТВ был показан сюжет, в котором ведущий, рассказав о задержании Николая Дедка, перешел к непрекращающимся акциям протеста в Минске и других городах Белоруссии. В сюжете сделан акцент на том, что именно анархисты всегда находятся в авангарде этих демонстраций. Затем ведущий произнес: «Это их на Западе и наши независимые СМИ называют мирными демонстрантами, а милиции приходится уже полгода заниматься борьбой с натуральными террористами».  

«Анархисты-террористы»
Анархист Игорь Олиневич после задержания 29 октября 2020 года
Игорь Олиневич дает показания после задержания. Кадр: Телеканал ОНТ

Раскручивание бренда «анархисты-террористы» по аналогичному сценарию — задержание, а затем сюжет на госканалах, — началось с поимки группы белорусских партизан на границе с Украиной в октябре этого года. Белорусов Дмитрия Резановича, Сергея Романова, Дмитрия Дубовского и Игоря Олиневича обвинили по статье о терроризме. Им в вину, правда, не ставят взрывы или убийства людей. Следствие инкриминирует им поджог помещения комитета судебных экспертиз в Солигорске и припаркованных автомобилей у входа в местную прокуратуру. Также в Мозыре «белорусские партизаны» метнули коктейль Молотова в здание ГАИ. Как и в случае с Дедком, по белорусскому ТВ были показаны сюжеты с обилием оружия, изъятого у задержанных (обрез, травматический пистолет, граната), и бесконечными отсылками к акциям протеста.

Борцы за права «тунеядцев»

Анархисты при режиме Александра Лукашенко притеснялись всегда, рассказала «МБХ медиа» Александра Таратута, представитель коллектива белорусского информ-ресурса анархистского толка «Прамень». 

«Основная причина репрессий — относительно высокая уличная активность. Режим за 26 лет смог зачистить улицы от большинства либеральных молодежных групп. С анархистами это по сей день не получалось из-за децентрализованности движения», — объяснила Таратута.

Она напомнила, что анархисты активно участвовали в протестах 2017 года против закона о тунеядстве, когда власти решили обложить налогами и штрафами безработных и самозанятых. Тогда были задержаны и отправлены под административный арест  более 50 человек.

Российский анархист, а сейчас политический беженец, живущий в Европе, и автор телеграм-канала «Бомжи в Париже», пожелавший не раскрывать своего имени, рассказал «МБХ медиа», что активность его белорусские товарищи стали проявлять еще в середине нулевых годов. В стране анархисты представлены двумя относительно крупными объединениями — «Революционное действие» и «Прамень». Первая структура более старая, действует с нулевых годов. Она делала больший упор на развитие активистской сети. Участники «Революционного действия» проводили множество уличных акций. В 2017 году, когда страну захватили выступления против «закона о тунеядстве», они сумели возглавить многотысячную акцию протеста в Бресте.

«Как я понимаю, они считали необходимым создать ядро профессиональных организаторов, закаленных уличным активизмом. Однако это привело к тому, что силовики сконцентрировали внимание на них», — рассказал автор телеграмм-канала «Бомжи в Париже».

Аресты и запугивания 

В начале протестов в Белоруссии в 2020 году милиция первым делом арестовала тех, кого считала основными организаторами «Революционного действия». Это Александр Францкевич, Акихиро Гаевский-Ханада, правозащитница Мария Рабкова. Сейчас Францкевича и Гаевского-Ханаду обвиняют в участии в массовых беспорядках. Рабкову — в финансировании беспорядков и обучении их участников. Автор канала «Бомжи в Париже» рассказал, что Александра Францкевича в СИЗО пытали током: «Также в его присутствии избивали Ханаду. Требовали, чтобы он дал показания против себя. Несмотря на пытки, он этого не сделал».

Группа «Прамень» более молодая и долгое время была малоизвестной. Гораздо большей известностью пользовался Николай Дедок, которого силовики считают связанным с этой группой. Дедок пытался стать медийной фигурой как блогер и публичный активист, который говорит от лица всех анархистов, отметил автор телеграмм-канала «Бомжи в Париже». В отличие от «Революционного действия», группа «Прамень» не занималась политическим активизмом на улицах. Однако в ходе протестов Дедок и «Прамень» установили контакты с крупными протестными телеграм-каналами, и смогли получить широкую известность, стать довольно читаемыми площадками (на канал «Прамени» подписано почти 11 тысяч человек). Сейчас активистов, подозреваемых в причастности к «Прамени», разыскивают силовики.

Дмитрий Полиненко в суде
Дмитрий Полиенко в суде. Фото: правозащитный центр «Вясна»

Помимо представителей этих двух групп, силовики периодически задерживают и других анархистов Белоруссии. Например, еще в июле 15 суток за призывы «к участию в несанкционированной акции» получил анархист Дмитрий Полиенко. Он несколько раз судим и признан политзаключенным. Также в Минске по обвинению в массовых беспорядках в заключении находится анархист Иван Красовский. После задержания во время августовских протестов его жестоко избили: он был вынужден какое-то время передвигаться на коляске. 24 сентября его задержали повторно, на этот раз по уголовной статье. В белорусском «Анархическом черном кресте» «МБХ медиа» рассказали, что с начала протестов было задержано 36 участников движения. Сейчас в стране на сутках сидят девять анархистов, ожидают суда по уголовным делам 11 анархистов и 4 антифашиста. Последние — фанаты футбольного клуба «МТЗ-РИПО». Это самый известный футбольный клуб на постсоветском пространстве, где все его фанаты — антифа. Нескольким из них — Виталию Шишлову, Тамазу и Тимуру Пипия, а также Денису Болтутю — предъявлены обвинения, связанные с организацией или участием в беспорядках. Все они содержатся в СИЗО города Жодино.

«Быть анархистом в Беларуси, конечно, опасно, а кроме этого морально тяжело», — призналась в беседе с «МБХ медиа» белорусская анархистка Алина. 

По ее словам, в Белоруссии последние 10 лет силовики устанавливают за анархистами слежку, превентивно задерживают перед акциями, запугивают через знакомых и родственников, снимают с автобусов и поездов, а также отчисляют с последних курсов университетов. «После выборов, сейчас, конечно, угроза уголовного преследования стала одной из основных опасностей для анархистов», — рассказала Алина. 

Зачем это Лукашенко

Со стороны может показаться, что уголовное преследование анархистов для силовиков — возможность публично оправдать жесткое подавление протестов и применение насилия на мирных акциях. Сюжеты на государственных телеканалах так или иначе на это намекают. Однако сами анархисты склонны полагать, что Лукашенко не нужны никакие оправдания для пыток, побоев и жестоких разгонов. 

«Режим начал применять насилие с самого начала протестов, и даже намного раньше, он уже не одно десятилетие стоит на насилии. При этом протестующих в любом случае будут обвинять в попытках насильственного переворота, независимо от того, правда это или нет. А любые насильственные действия силовиков будут оправдывать, даже самые безумные», — уверен автор телеграм-канала «Бомжи в Париже». 

Председатель правозащитного центра «Весна» Алесь Беляцкий в разговоре с «МБХ медиа» отметил, что белорусские анархисты — такие же, как и все белорусы. Их отличительная черта — миролюбивость, «они несравнимы с греческими». Поэтому и редкие акции условно радикальных групп направлены не против людей, а против какого-то имущества властных структур, как это было в случае с группой «белорусских партизан».

Белорусский правозащитник Алесь Беляцкий
Алесь Беляцкий. Фото: WikiCommons

«Мы не приветствуем такие формы [протеста]. Это неправильно. Но мы прекрасно понимаем, в какой атмосфере все это происходит.  Это, на мой взгляд, нельзя расценивать как теракты», — сказал Беляцкий. Он также напомнил, что количество анархистов во всей стране едва ли превышает несколько сотен человек. При населении 9,5 млн человек «это капля в море», сказал правозащитник. Вместе с тем он согласился, что анархистов преследуют в целях государственной пропаганды. Но, скорее, не для оправдания насилия со стороны силовиков, а для обеспечения поддержки со стороны России. 

«Им нужно показать, что движение радикализировалось, что все бандиты и предатели и что говорить Лукашенко не с кем. Для них это понятная линия, которую они, думаю, будут продавать и российскому руководству. Оно ведь тоже не хочет видеть в протестном движении Беларуси серьезную центристскую силу. И им нужно показать, что это что-то связанное с опасностью для общества. Вот на этом и играют», — объяснил Беляцкий. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.