Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров, видимо, вдохновившись пресс-конференцией Путина на прошлой неделе, решил провести свою, причем встреча со СМИ Кадырова продлилась на час дольше. Вопросы на конференции задавались самые острые — о пытках, заговорах и извинениях на телевидении Кадырова спросить не побоялись. Мы посмотрели ее и собрали самые интересные вопросы и ответы.
Вне Чечни работать не буду
У Рамзана Кадырова спросили о том, собирается ли он быть спецпредставителем в странах Ближнего Востока — слухи о таком карьерном пути Кадырова стали активно обсуждаться после того, как он посетил вместе с Путиным Саудовскую Аравию. «Я первый раз слышу от вас [о назначении спецпредставителем], в прессе не читал не слышал. Я как всегда говорю: мне не интересна ни одна должность вне республики, я хочу свою карьеру закончить у нас в Чеченской республике. Это все говорят, кто гонятся по рейтингу. Я никогда ни от кого не слышал предложения и не будет [его]», — ответил глава Чечни.
Спортсменам надо объединится против США
Кадырову задали вопрос о том, кто виноват в отстранении России от спортивных мероприятий на 4 года по решению WADA. «Ни спортсмены, ни чемпионы не виноваты, виновата Америка. Если бы я был спортсменом… Если ты не поднимаешь флаг своего государства — я бы добровольно отказался от всех соревнований. Я считаю, все спортсмены мира должны объединиться и сделать заявление против Америки, то же самое может случиться с ними завтра», — выразил свою позицию глава Чечни.
Также Кадыров признался, что сам попробовал мельдоний, в употреблении которого обвиняют российских спортсменов. «Что дает это таблетка, мельдоний? Вообще не доказано, что дает энергии. Если я выполню, что я, получу дополнительной силы? Вообще не доказано нигде. Просто из любопытства [попробовал мельдоний], думал, что получу дополнительной энергетики. Что до, что после [без результата]».
Я чист и ни в чем не виноват
Отвечая на один из вопросов, Кадыров пожаловался на необоснованность санкций против него: «Я не считаю себя ни в чем виноватым, я нигде не совершил преступлений. Но сколько существует санкционных списков — я везде там. Докажите, что я совершил хоть одно преступление. Я могу прийти в прокуратуру, в следственный комитет доказать, что я не совершал ни одного преступления».
Ворам в Чечне не место
«Воровские понятия нам не интересны», — заявил Кадыров, отвечая на другой вопрос. «Не признаю воровские законы. Когда-то я собрал воров из Чечни и сказал, чтобы оставили свои воровские дела в Чечне. У нас есть законы получше», — перевели его слова в одном из телеграмм-каналов.
Чеченцы не хотят работать
Один из журналистов признался Кадырову, что ему не понравился новостной сюжет на ЧГТРК о том, что чеченцы не хотят работать. Глава Чечни все же с ним не согласился: «Не идут [работать]! Даже те, кто пришли на работу, день работают, а неделя: брат женился, сестра умерла. Целыми днями невозможно найти этого человека». Большинство рабочих мест, по данным главы республики, заняты выходцами из стран Средней Азии.
Мы Хангошвили не убивали
На конференции вспомнили о недавнем убийстве в Германии Зелимхана Хангошивили — бывшего полевого командир чеченских сепаратистов. The Insider, Bellingcat и Der Spiegel сообщали, что убийца Хангошвили связан с российскими спецслужбами. «Вообще не хочу комментировать, они сами убили, когда он стал не нужен, и щас виляют хвостом. Это нас не касается. Он террорист, преступник, если его убили, пусть докажут причастность. Для нас это [убийство Хангошивили] хорошо — одного террориста меньше стало, он причастен к многим террористическим актам».
Заговора против меня нет
Главу Чечни спросили о слухах про пытки чиновников и силовиков в республике в связи с их неосторожными высказываниями в адрес Кадырова — в октябре об этом писала «Новая газета». «При жизни Ахмата Хаджи, когда совершали против меня террористический акт, первое — я боялся ему сказать, а второе — мне было неудобно, как они посмели», — начал ответ Кадыров. В настоящее время Кадыров для себя угрозы не видит, информацию о зачистке называет «неверной». «Ислам Кадыров — ЧГТРК показал, почему мы его уволили. На самом деле, Ислам Кадыров перестарался», — продолжил он про своего троюродного племянника, которого пристыдили на чеченском телевидении этой осенью. «Мы строили 12 участок, чтобы быстро собрать деньги, он использовал такие методы (Ислам Кадыров бил электрошокером нарушителей — «МБХ медиа»), он не скрывал этого, он снимал на видео. Не послушался, пришлось уволить. Он никогда не был предателем, я его растил, вы же знаете, как я поступаю с предателями, они не ходили бы и не ездили по этой республике, я отвечаю», — сказал Кадыров. Он заверил присутствующих, что с предполагаемыми заговорщиками все хорошо: «Они живут в своих домах, я даже 3-4 дня назад с ними встретился».
Ичкерии не существует, бывшие ичкерийцы могут возвращаться домой
Рамзана Кадырова также спросили, как он относится к слухам о том, что родственников «евроичкейрицев» задерживают в Чечне. «Как ты их назвал? Ичкерии не существует давно, сами они списали [себя], убили. Имарата Кавказа (организация запрещена на территории РФ — «МБХ медиа») тоже нет, они отдали себя, вошли в Исламское государство. Что касается родственников, не только родственников, но и тех, кто участвовал в каких-то событиях, мы их тоже привозим домой, они у нас живут. Их дети вместе с нашими детьми ходят в школы, в университеты. [Если] у нас есть информация, мы днем и ночью… даже если есть [просто] подозрение, его имеют права допросить, если он числится в списке террористов, [если нет], я вам официально заявляю: приезжайте домой, живите мирной жизнью», — пообещал Кадыров.
Мы можем забрать села у ингушей
«У нас к ним претензии. Если бы мы не относились к ингушскому народу по-братски, мы забрали бы свои населенные пункты, села, семь сел, которые господин Дудаев передал Аушеву временно. Если они будут заигрываться, мы заберём свои села обратно. У нас есть юридические права на это, хотя мы абсолютно молчим, если Аушев герой-патриот, он должен понимать, как передавалось все, как подписывались документы. Мы пострадавшие, а нас обвиняют, мы отнеслись с уважением, они должны понять это», — высказался Кадыров о территориальных спорах Чечни и Ингушетии.
Чеченцы продолжат извиняться
«Как вы оцениваете эффективность публичных извинений на ЧГТРК “Грозный”, и как вы относитесь к критике в свой адрес?», — спросили главу Чечни в ходе конференции. «Подобная практика эффективна и будет продолжена. Никто не может критиковать Кадырова и не извиняться после этого. Кадыров не жалеет ни времени, ни средств, он ищет и находит тех, кто необоснованно критикует его лично и его работу. Критика, по мнению Кадырова, должна быть обоснована, за обоснованную критику он не преследует. Обоснованность оценивает сам Кадыров по своим личным ощущениям и критериям», — пересказал ответ Кадырова чеченский блогер Тумсо Абдурахманов.