Политологи говорят о непростой ситуации, в которой оказался российская власть: с голосованием о поправках в Конституцию медлить опасно из-за ухудшающейся политической обстановки, а проводить сейчас нельзя из-за обстановки эпидемиологической. Эта дилемма приводит к несвоевременным решениям чиновников и руководителей.
Утром 10 апреля мэрия Омска опубликовала во «ВКонтакте» и инстаграме агитационный ролик. «Наши врачи должны справляться с любой новой заразой. Для этого им нужны новые больницы, современное медоборудование и научные исследования. Мы дадим им все это. Жители России решат на голосовании, поддержать ли эту поправку. Тогда нам никакой вирус будет не страшен», — говорится в ролике.
Также этим утром директор НП «Камаз-Автоспорт» Владимир Чагин из Татарстана высказал мнение, что престижность рабочих профессий является одной из главных целей поправки к Конституции.
А пару дней назад стало известно о том, что студентов университета «Синергия» заставляют зачитывать строки из преамбулы к Конституции для ролика кампании «Решаем 2020».
Само голосование сначала должно было пройти 22 апреля, но потом, на фоне пандемии коронавируса, Владимир Путин перенес его на более поздний срок, без уточнения даты.
Мы спросили у политологов, почему агитационная работа по голосованию о поправках к Конституции вдруг активизировалась в разгар пандемии и «путинских выходных».
Политолог Дмитрий Орешкин объяснил, что власть сейчас находится в очень трудном положении: «Как мне кажется, вся история затевалась на победный блицкриг. Надо было провести решение об обнулении сроков быстро, потому что в Кремле хорошо понимали, что с каждым новым кварталом рейтинг будет падать. Экономика буксует и ожидать хорошего нечего, поэтому надо сделать быстро, но в тоже время убедительно. Убедительно — это значит провести общее народное голосование, чтобы получить поддержку от населения. И тут вмешался этот самый коронавирус, и сейчас серьезнейшая проблема, потому что, насколько я понимаю страну по имени Россия, она очень обширная и очень медленная, и если к концу мая можно ожидать завершения всплеска инфекции в Москве, то по стране она как раз к этому времени расползется.
Если откладывать надолго голосование, то будет очень плохо, потому что подключится падение экономики, а быстро сделать не получается, потому что коронавирус. И Кремль, и региональные начальники находятся в состоянии когнитивного диссонанса, они просто не понимают, что делать. В Кремле, по-видимому, принимают решение, что хорошо бы провести выборы пораньше, потому что в сентябре люди совсем озвереют», — говорит Орешкин.
Орешкин полагает, что ролик из Омска — это инициатива с места. «Региональные начальники начинают дергаться, им важно отчитаться перед федеральным центром о проделанной работе. Они [в Омске] вдруг начали вот так торопиться, потому что сверху, по-видимому, указания еще не было. Если нет массовых действий, то есть не только в Омской области [агитация], а еще в двух десятках, то, скорее, это частная инициатива начальника региона, который хочет показать, что он самый лояльный, самый дальновидный, самый ответственный и, соответственно, первый в очереди на поощрение из Кремля», — объясняет политолог.
Заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин
также считает, что омский ролик — это инициатива с места. «У людей просто разные графики. Есть график проведения агитации, которая уже потеряла актуальность на время, и график борьбы с пандемией. Сейчас агитация заморожена и вызывает раздражение, но у людей в плане значится — надо провести агитацию. Я не думаю, что это централизованное [решение], тем более, что это даже не областная администрация, а муниципальный уровень, они пытались творчески совместить: сохранить прежние приоритеты и, с другой стороны, включить новые приоритеты. В результате получилось очень странно, потому что поправки к Конституции никакого отношения не имеют», — объясняет Макаркин.
Политолог Сергей Маркелов говорит о раздрае, который сейчас переживает российская власть.
«К отдельным сигналам система российской вертикали власти готова была, но когда сейчас идет одновременно несколько факторов, причем взаимоисключающих, то система не справляется», — говорит Маркелов. Он считает, что позиция Путина (берите карантинов, антивирусных шагов сколько хотите) усугубила ситуацию. «Губернаторы-технократы думали о том, что от них требуются только хорошие управленческие навыки, старожилы политические думали, что от них требуются только лояльность. Сейчас все сломалось и [получилось] кто в лес, кто по дрова», — объясняет политолог.
Маркелов не исключает, что губернатору Омской области Александру Буркову могут указать на его ошибку. «Есть некие инерционные механизмы, которые уже не отменить, по голосованию 22 апреля, которое планировалось. Их не отменить, потому что бюджеты проплачены, все это дело потихоньку без даты крутится, вертится как бы фоном. Мы с вами имеем просто элементарное [рас****ство] региональное. В омской области там своеобразный губернатор, несистемный губернатор, назовем это так, а губернатор из Справедливой России. Где-то не попал, перебдел. Я думаю, федералы ему на это укажут», — говорит Маркелов.