С момента задержания в Национальном аэропорту Минска бывшего главного редактора NEXTA Романа Протасевича и его девушки, россиянки Софьи Сапеги, прошло уже больше двух недель. Российский МИД, который почти всегда выступает с жесткими заявлениями при задержании россиян в западных странах, на этот раз занял гораздо более сдержанную позицию. Несмотря на заверения дипломатов о том, что они оказывают арестованной всестороннюю помощь, с самой Сапегой они практически не контактируют. Об этом «МБХ медиа» рассказала мать девушки Анна Дудич. Она до сих пор почти не получает информации о дочери, а письма заключенной не доходят до адресатов.
Российские власти все реже вспоминают о задержанной в Белоруссии гражданке РФ Софье Сапеге — на этой неделе никаких заявлений по ее поводу Москва не делала. В последний раз представитель МИДа Мария Захарова рассказывала о россиянке 4 июня. «Я скажу, что было сделано буквально за последние дни: 28 мая белорусские власти предоставили нашему посольству в Минске многократное разрешение на посещение Софьи Сапеги, и мы рассчитываем на то, что будем использовать эту возможность. Адвокат посетил ее 28 мая и сообщил, что она нормально себя чувствует, и мер физического воздействия на нее не оказывалось», — сказала Захарова в интервью РИА Новости на полях Петербургского международного экономического форума.
Однако на деле российские дипломаты не спешат воспользоваться возможностью навещать Сапегу. Консул посетил задержанную только один раз 25 мая, спустя два дня после задержания. С тех пор никто из дипломатов к ней не приходил, рассказала «МБХ медиа» мать Сапеги Анна Дудич. «Консул к ней не попал до сих пор, был только один раз за все это время. Не знаю, по каким причинам, может, не пускают, мне сложно сказать», — прокомментировала Дудич. По ее словам, последнюю информацию о дочери она получила в пятницу 4 июня — тогда к Сапеге удалось попасть адвокату. Он рассказал, что девушка чувствует себя подавленной и растерянной.
Поддерживать переписку с заключенной ее родственникам тоже не дают. Девушка рассказала адвокату, что уже несколько раз написала матери, но письма до нее так и не дошли (при этом Сапеге корреспонденцию в СИЗО все-таки доставляют). «Абсолютный минимум информации, и этот минимум, конечно, нас изводит еще больше, чем все остальное», — пожаловалась Анна Дудич.
О личных встречах арестованной с матерью речи также не идет. Адвокат просил дать такую возможность, но ему было отказано. «Я думаю, что это из мира фантастики на сегодняшний день», — признала Дудич. При этом она все еще надеется на то, что российские власти будут более активно участвовать в судьбе ее дочери. «Софья — российская гражданка, и то, что она имела вид на жительство в Белоруссии и Литве, ни о чем не говорит. Гражданство она не меняла. И я очень надеюсь, что Россия отстоит ее», — рассказала собеседница «МБХ медиа».
После задержания Сапеги в провластном белорусском Telegram-канале «Желтые сливы» появилось видео, на котором девушка признается, что ведет Telegram-канал «Черная книга Беларуси», где публикуют персональные данные силовиков. Ее адвокат Александр Филанович 31 мая рассказал, что обвинение задержанной должны были предъявить в тот же день. Мария Захарова подчеркивала, что обвинение Сапеге должны предъявить в течение 10 дней либо отпустить ее. При этом о предъявлении обвинений так и не сообщалось — вероятно, из-за того, что адвокат не может комментировать детали дела из-за подписки о неразглашении. По неофициальным данным, власти Беларуси подозревают девушку бывшего главного редактора NEXTA в организации массовых беспорядков и «групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок», или же в разжигании социальной вражды. Это те же статьи, обвинение по которым было предъявлено Роману Протасевичу. Они предусматривают до 15 лет лишения свободы.
1 июня Лукашенко заявил, что следствие по делу Сапеги будет проходить на территории Белоруссии. «Это непреклонно. Об этом я сказал президенту России. Я заверил, что никаких не будет вопросов с доступом консулов. По-моему, они не обижаются, мы не только предоставляем информацию, хотите встречаться — встречайтесь. Это международная практика», — сказал Лукашенко на совещании по вопросам сотрудничества с Россией.
В попытке вытащить дочь из СИЗО Анна Дудич даже написала письмо единственному человеку, который сейчас может решить судьбу Сапеги — самому президенту Белоруссии. Никакого ответа пока так и не последовало — позвонил лишь представитель Лукашенко с просьбой уточнить, действительно ли она отправляла это послание. Мать арестованной девушки все же надеется, что ей ответят в 15-дневный срок. Письмо было отправлено 1 июня, поэтому время еще есть.