Русский национализм вступает в новое десятилетие в наихудшем состоянии из возможных. Молот государственных репрессий особенно жестоко прошелся по националистам после победы украинской революции 2014 года. Тогда в Кремле вновь ожили фобии «майданных сценариев» и страх перед союзом либералов и националистов как движущей силы «Майдана». Сейчас крупнейшие ультраправые политические организации запрещены, наиболее влиятельные лидеры в эмиграции, в тюрьмах, или только что освободились из-за решетки и находятся под надзором спецслужб.
Вместе с тем националисты по-прежнему являются привлекательным объектом для новых «разводок» со стороны государства и обслуживающих его политменеджеров. В преддверии возможного политического кризиса, связанного с вопросом о власти в 2024 году, вновь ожили идеи реализации проекта «управляемого национализма».
«Двуглавый орел», тролли и «титушки»
В 2019 году в администрации президента санкционировали создание националистической организации на базе структур «православного олигарха» Константина Малофеева и под его кураторством. Информацию об этом сообщили источники Центра «Досье». Позднее эти данные были подтверждены источниками «Открытых медиа», а также собеседниками «МБХ медиа» из русского националистического движения.
Судя по совокупности сведений о новом проекте, задачей максимум является создание «под Малофеева» относительно многочисленной организации, а также дочерних проектов: новой «православной фабрики троллей» (по аналогии с соответствующей структурой Евгения Пригожина) и даже групп провокаторов. По данным «Досье», хулиганские выходки в отношении либеральных и левых активистов планируется снимать на видео и выкладывать в сеть. Одна из целей – наполнение российского медийного пространства пустым информационным шумом, конструирование искусственных, но эффектно выглядящих конфликтов между националистами, левыми и либералами.
Особое внимание уделяется вербовке националистически ориентированных блогеров и администраторов правых пабликов в соцсетях. Лидер национал-демократического объединения «Нация и свобода» Владимир Басманов опубликовал фрагменты переписки сотрудника малофеевских структур Андрея Афанасьева. Афанасьев работал на принадлежащем Малофееву телеканале «Царьград», он сопредседатель московского отделения общества «Двуглавый орел», контролируемого «православным олигархом». Именно Афанасьев, по данным многочисленных источников, курирует работу с националистами.
В разговоре с «МБХ медиа» Басманов указывает, что в поле внимания людей Малофеева находятся паблики националистов (за исключением жестко оппозиционных) с аудиторией более трех тысяч читателей.
«Малофеевцы, конечно, не будут вербовать тех, кто замечен в «бандеровской пропаганде», как они выражаются. Но в наиболее четкой зоне риска, кроме явно платных и политически «ватных» пабликов: националистически-спортивные, промонархические сообщества, а также абстрактно-националистические, в стиле «за Русь отожмусь», «березки с девушками», «почитай Юлиуса Эволу поругай Запад». В общем, все те, где оппозиционность режиму Путина не является важной основой», — говорит Басманов.
По мнению Басманова, вербовочные методы Малофеева отличаются от грубой прямой пропаганды, «к которой националисты, конечно, не восприимчивы».
«”Вам не нужно делать прямые заявления в поддержку Путина, но, когда потребуется, опубликуйте наш текст”, — описывает стилистику работы малофеевских комиссаров Басманов. — А в тексте будет одной строкой из сотни сказано, что нынешний режим не так уж и плох в сравнении с «западными гомосеками», условно говоря. Все это влияет на мозги неискушенных людей».
Недавно освободившийся из колонии Дмитрий Демушкин схожим образом оценивает методику работы малофеевцев: «Если посмотреть основной посыл этого проекта, там говорится о «русском мире». Причем имеется в виду не завоевание Украины, а увеличение рождаемости, «здоровые традиционные ценности», спорт, необходимость репатриации этнических русских из бывших советских республик. Это то, что декларируют все эти структуры, тот же «Царьград». И они приходят к людям, говорят: «Вы же за нацию, за здоровый образ жизни, против абортов, давайте посотрудничаем». Не идет речи о том, чтобы выходить сразу на митинги за Путина. И если у людей нет какого-то принципиального отторжения малофеевских структур, такой заход может работать».
По словам источников «МБХ медиа» в московских праворадикальных кругах, малофеевцы, начиная работу с националистическими группами, «заходят через профиль» этих групп. «Например, у Малофеева есть проект поддержки блогеров – платят некую фиксированную сумму «национально ориентированным блогерам». Они же сперва не просят на первом этапе делать что-то такое, чего люди и так не делали бы, без денег. Поддержка спортивных мероприятий, состязаний, каких-то субкультурных концертов. То есть профильная замануха», — сообщает наш источник.
Перспективы малофеевского проекта по созданию подконтрольной правой платформы националисты оценивают по-разному.
«Теми, кто знает о преступлениях Путина против русских и украинцев, Малофеев и его структуры будут восприняты однозначно негативно. Но подрастает новое поколение националистов, которое не помнит событий прошлых лет, не разбирается в том, что было даже в 2014 году, не говоря уже о более ранних годах, и они потенциально под угрозой влияния, — говорит Владимир Басманов. — В планы людей Малофеева входит опосредованное постепенное воздействие на правую аудиторию через подкупленные информационные и аналитические паблики».
Дмитрий Демушкин в беседе с «МБХ медиа» утверждает, что никогда не видел, «чтобы правый движ на кого-то работал», оговариваясь при этом, что есть исключение — уличная война футбольных хулиганов против оппозиции в середине 2000-х: «Но и то — удалось привлечь лишь несколько группировок, а массовой поддержки это и тогда не получило. И сейчас подобное в любом случае массовой поддержки не получит».
По его мнению, на фоне огромного количества политических узников-националистов, запрета крупнейших националистических организаций, обысков, налетов, различных преследований «странно ожидать, что националисты начнут любить власть, которую и раньше не любили».
«Во всей этой конструкции есть определенная сложность. Тусовка, в которую пытаются влезть люди Малофеева — она субкультурная, сформировалась много лет назад. Люди, которые стоят у руководства группами в этой тусовке, будут терять авторитет в случае взаимодействия с властью или провластными силами. А теряя авторитет в своей тусовке, они теряют и ценность в глазах тех, кто хочет их купить. Получается замкнутый круг. Это понимают не все, конечно, — идиотов везде хватает. Но умные люди из лидеров субкультуры это понимают. Сидеть на двух стульях не получится. Можно только играть в тех сферах, где интересы соприкасаются. Принимать помощь при организации турниров, акций за здоровый образ жизни и так далее», — объясняет Демушкин.
«Субкультурное правое движение, несмотря на озлобленность, не занимается политикой в прямом смысле слова. Но имеет свое мнение. Всякий раз, когда кто-то придет и скажет «а давайте поддержим власть», тысяча человек напомнит ему про убитых и посаженных националистов, про весь этот «пантеон героев»», — говорит пожелавший остаться анонимным администратор одного из ультраправых пабликов.
Малофеев как «смотрящий» за национализмом
Организация турниров и вообще работа со спортивными сообществами – второе после вербовки блогеров направление работы Малофеева на правом фланге. И тут людям «православного олигарха» есть чем похвастаться. На проходившем в октябре в Москве собрании молодежной секции «Двуглавого орла» помимо «националистических блогеров» (юнцов-ботаников с малоизвестными фамилиями) присутствовали люди, выглядящие куда более серьезно.
В раззолоченных залах и коридорах Сретенской семинарии можно было увидеть мужчин атлетического сложения — представителей спортивного общества со странным названием «По программе Дедушки Мороза» (ППДМ). Это довольно популярный в правых кругах коллектив (паблик имеет почти 150 тысяч подписчиков), специализирующийся на пропаганде спорта и здорового образа жизни.
Опубликованное «Дедушками» короткое видео с одного из малофеевских мероприятий вызвало болезненную реакцию у аудитории. Еще более возмущенные отклики получил сопровождающий это видео текст: «Наконец, на самых верхах власти обратили внимание на народосбережение коренного населения нашей страны и готовят ряд программ по этим вопросам. Решается этот вопрос совместно с РПЦ на Всероссийском Соборе. Патриарх Кирилл, замглавы аппарата президента Кириенко, генеральный прокурор Чайка, лидеры думских фракций, губернаторы — вот неполный список выступающих на данном мероприятии. Наш коллектив был также приглашен на это мероприятие. Мы за любое здоровое начинание, а значит готовы работать в данном направлении, особенно если, наконец, можно будет это делать при поддержке официальных лиц такого уровня».
«Отличный повод для гордости быть приглашенным Гундяевым и Чайкой на одно мероприятие, скоро, наверное, будет восхваление Киселева/Соловьева за приглашение на интервью». «Иногда лучше сидеть в подвале, чем без уничижительной формы упоминать о таких людях, как Чайка, как Гундяев, сотрудничать с ватным каналом «Царьград», открыто поддерживавшего военную экспансию в Украину. Максимум, что светит из этих движух, так это стать такими клоунами, как Хирург (лидер байкерской группировки «Ночные волки») и карманными националистами, не уважаемыми никем и нигде», — бушевали подписчики «Дедушек», оставляя все новые комментарии под этим постом.
Малофеевский «Царьград» довольно дружелюбно освещал организуемый «Дедушками» турнир «Молот Воли Fight II», а представители ППДМ посещали турнир «Кубок «Двуглавого орла»». Но такого рода акции не убедили публику. Столкнувшись с непониманием аудитории, представители ППДМ теперь комментируют свое сотрудничество с структурами Малофеева аккуратно и сдержанно.
«Мы знаем «Двуглавый орел», они были у нас на турнире, мы были у них на турнире. Не более. Сотрудничество не более чем с любыми другими спортивными проектами», — заявили «МБХ медиа» представители этого спортивного сообщества.
Интересно, что ППДМ ранее не был замечен в провластных высказываниях, а в активный период войны на Донбассе их позиция была скорее проукраинской — хотя и не особо афишировалась.
Алексей Левкин из организации «Русский центр» отмечает: люди Малофеева ведут работу и среди проукраинских ультраправых. «Власть сейчас через такие «консервативные» круги будет усиливать условно «русский» сегмент в блогерстве и спортивных сообществах, склоняя их на свою сторону перед угрозой либеральной революции (чтобы не вышло, как в Украине). Собственно, первый шаг сделан. Объектам обработки говорят, что «нужно противостоять левым и либералам», мол «государство поможет». На самом деле государство пытается создать «титушек», но пока не очень понимает как — с казаками так себе получилось, они выглядит чересчур маргинально и комично», — говорит Левкин.
По его мнению, к проукраинским русским националистам структуры Малофеева вынуждены обращаться из-за того «подавляющее большинство здоровых и эффективных сил оказались именно на проукраинской стороне»: «Власть пытается всех втянуть, «зашкварить», повязать рублем и агентурной работой. Но мы приложим силы, чтобы противостоять этому. Власть изменится, а позор останется».
Из всех обрабатываемых малофеевцами правых групп именно спортивные и фанатские сообщества по своим физическим данным больше всего походят на роль «титушек», которые могут бороться с «цветной революцией» в России. Люди из околофутбола присутствовали, как и делегация ППДМ, на собрании молодежной секции «Двуглавого орла». Болельщик «Спартака» Алексей Усачев во время своего выступления с трибуны рассказывал, как во время драки с кавказцами получил ножевое ранение и только молитва «Отче наш» спасла его от смерти.
Однако молитвами отряды «титушек» не создашь. По словам наших собеседников, одно дело — пригласить попозировать в зале заседаний или на трибуне отдельных представителей субкультур, и совсем другое — мотивировать массовый актив правого движения на участие в чем-либо противозаконном и опасном.
«В нашей среде люди прагматичные. Их агитировать тяжело — они и сами занимались агитацией всю жизнь. Турнир, концерт провести — они без проблем могут. А срывать митинг Навального никто не выйдет, — считает Дмитрий Демушкин. — Дешевле нанять ЧОПовцев из Рязани или Брянска, которые в “Пятерочке” дежурят. Они выйдут за сравнительно небольшие деньги куда угодно, тем более, они в политике не разбираются».
«Правая движуха анархична по своей сути, там нет человека, который может отдавать приказы. И боже упаси их «подписать» кого-то бить. Сразу будет очень много болтовни по тусовке. Правая тусовка отличается от какого-нибудь «ЧВК Вагнера» тем, что она очень быстро распространяет информацию внутри себя. Это вызовет обсуждение, осуждение на всех форумах, в пабликах фанатских и скинхедовских. Невыгодно этих людей задействовать — это как дырявое корыто. Это и имиджево некрасивая для власти будет ситуация — «татуированных наци используют для того, чтобы бить оппозицию». Сразу возникает в массовом сознании образ: «Значит оппозиция хорошая, раз ее даже фашисты ходят бить». А СМИ именно так это подадут. Проще привлечь каких-то сумасшедших казаков, которые и так все за Путина, чем нанимать людей, которые не комплиментарны к этой власти», — говорит источник «МБХ медиа» в одной из московских националистических группировок.
По мнению ряда собеседников «МБХ медиа», инициатива создания на базе общества «Двуглавый орел» провластного националистического движения исходит от самого Константина Малофеева, и православный олигарх сумел убедить руководство страны в перспективности нового проекта.
«Может быть, вся эта имитация деятельности — и есть задача Малофеева. Все это для отчета наверх. «Вот посмотрите, мы тут весь правый движ взяли, помогите нам с тем-то и с тем-то. Мы занимаем патриотический фланг и на этом фланге показываем, что максимально широко ведем работу» — я думаю, так инициаторы данного проекта подадут его властям. В любом случае националисты существуют как явление. И власти, возможно, нужен кто-то, кто отвечает за это направление. Когда-то власть Дмитрия Рогозина видела в качестве такого лидера. Теперь, может быть, Малофеева. Это все замечательно, когда все это на зарплате существует. Но потом-то вы все равно идете в правую тусовку, а там многие вопросы нельзя решить деньгами», — рассуждает один из наших источников.
Следует отметить, что большинство наших собеседников, не верящих, что начинания Малофеева получат массовую поддержку среди националистов, все же оговариваются: «Идиотов, конечно, везде хватает». А небольших групп «идиотов», которых ничему не научил многолетний печальный опыт сотрудничества с Кремлем, может оказаться вполне достаточно для дискредитации национализма как политической силы в глазах гражданского общества.
Управляемый национализм: история вопроса
Идея формирования «управляемого национализма» — подконтрольного Кремлю широкого ультраправого движения с приемлемой для властей идеологией — не нова. Реализовать ее с разной степенью успешности пытались с середины 2000-х.
Еще в 2005 году первый «Русский марш» был попыткой политтехнологов администрации президента противостоять «цветной революции», создать уличную повестку, альтернативную повестке оппозиционной коалиции. Однако серьезная ошибка была допущена уже на старте. Помимо «Евразийского союза молодежи» Александра Дугина и других карликовых, но лояльных Кремлю ультраправых групп в марше приняли участие по-настоящему массовые, но неподконтрольные властям колонны Движения против нелегальной иммиграции и Славянского Союза (сейчас обе эти организации запрещены в РФ). В дальнейшем «Русский марш» был фактически «подмят» ДПНИ и Славянским союзом. Правые лоялисты покинули проект и годами пытались организовать спойлерские «русские марши».
Крахом закончилась и авантюрная идея создания организации «Русский образ». До сих пор остается открытым вопрос, чего было больше в этом проекте — хитроумных идей демиургов со Старой площади, или идущей снизу инициативы тех националистов, которые были настроены на союз с правящим режимом. «Русский образ» возглавлял начитанный, но, как показали дальнейшие события, не особенно умный Илья Горячев.
Он всерьез рассчитывал при молчаливом согласии властей создать, помимо «Русского образа», теневую боевую организацию. История группировки БОРН, действительно приступившей к убийствам, закончилась арестами и ее членов, и самого Горячева. Без раскрытия архивов спецслужб РФ невозможно детальное изучение вопроса о том, насколько плотно курировался Горячев властями, насколько глубоко в курсе деятельности БОРН находились сотрудники АП и ФСБ, и на каком этапе было принято решение пресечь организационную активность Горячева. Но точно известно, что несколько связанных с БОРН людей — предполагаемый куратор Горяева по линии АП Леонид Симунин, журналист «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин и другие — так и не были привлечены к ответственности.
Более успешным стал «гибридный проект», напрямую с национализмом как с идеологией не связанный. В 2005–2006 годах в рамках молодежных прокремлевских организаций возникли парамилитарные структуры, состоявшие из футбольных фанатов. Частично запуганные угрозой уголовных преследований, частично мотивированные финансово и идеологически («патриоты должны бороться против оранжизма»), прокремлевские боевики около полутора лет вели уличную войну с оппозиционерами.
Но наибольшего успеха властям удалось добиться в 2014 году, когда часть националистов, поверив государственной пропаганде, оказалась вовлечена в донбасскую войну. Единство националистического лагеря было полностью разрушено. Наиболее авторитетные ультраправые лидеры Александр Белов-Поткин и Дмитрий Демушкин, отклоняя предложения спецслужб по участию в донбасской авантюре, пытались сохранить нейтралитет «правого движения» в российско-украинской войне. Но фактически конфликт на Донбассе стал «гражданской войной» для русских националистов. Многие отправились воевать на стороне самопровозглашенных ДНР и ЛНР, но немало оказалось и тех, кто с оружием в руках защищал украинскую революцию против агрессии Кремля.
С 2015 года начинается кризис «русского марша», обусловленный «украинским расколом» и не преодоленный до сих пор. Тогда же государство обрушивает репрессии на ультраправых, не поддержавших его в антиукраинских военно-политических авантюрах. Демушкин и Белов-Поткин попали на несколько лет за решетку, а ряд других националистических лидеров, опасаясь арестов, вынуждены были уехать в эмиграцию.
Поддержавшая Кремль часть правого сообщества не извлекла для себя никаких выгод из сотрудничества с государством. По данным источников «МБХ медиа», представители властей обещали некоторым правым партиям регистрацию в Минюсте — но никто никакой регистрации не получил. Все влиятельные полевые командиры-националисты были или уничтожены руками российского государства, или выдавлены с территории Донбасса.
Если в 2014–2015 годах Кремль шел на неслыханную уступку, позволяя лояльным националистам бесконтрольно пересекать государственную границу с Украиной и брать в руки оружие, то в дальнейшем попытки оставлять оружие себе и тем более перевозить его на территорию РФ начали жестко пресекаться. Позволившие вовлечь себя в украинскую авантюру ультраправые политики по итогам войны оказались одураченными. Растеряв поддержку многих своих сторонников, ничего не получив от государства за услуги, они проводят малочисленные митинги возле своего разбитого корыта и продолжают маргинализироваться. Но даже малочисленность митингов — не самое страшное. Показательна судьба военно-политической группировки «ЕНОТ.корп»: ее члены активничали и в Крыму, и на Донбассе, но затем, преданные кураторами из спецслужб, оказались в российских тюрьмах.