Ковид-диссидентство — удел далеко не только невежественных «конспирофагов», верящих в плоскую Землю и планету Нибиру. Я все чаще замечаю, что, по крайней мере, в легкой форме (когда, например, не отрицается наличие самого вируса, но преуменьшается его опасность) им заражаются вполне себе интеллектуалы. Так в чем же причина распространения «вируса отрицания» среди умных и образованных людей?
Идейное наполнение ковид-диссидентства, как это всегда бывает у человеческих заблуждений, весьма разнообразно, в силу чего одни версии противоречат другим. С точки зрения теории наличия и происхождения вируса я бы выделил следующие варианты:
— вируса нет в принципе;
— вирус есть, но он не опасен (опасен не больше, чем сезонный грипп);
— вирус есть, он опасен, но его создали искусственно только для того, чтобы ввести масштабные ограничительные меры (а они, в свою очередь, нужны, чтобы сделать богатых богаче, а бедных беднее; уничтожить США, Китай, Евросоюз, Россию, Беларусь; разрушить экономику; сократить популяцию; загнать всех в цифровой концлагерь; подготовить население к вторжению инопланетян).
Есть несколько еще более экзотических теорий, например, что «вирусов в природе не существует в принципе, а то, что люди считают вирусами — это низкочастотные вибрации», но вряд ли их перечисление заслуживает внимания.
Так вот, вне зависимости от идейного наполнения, все виды ковид-диссидентства объединяет одна черта — это вера во всеобщий медийный заговор с целью беспрецедентной по своим масштабам манипуляции общественным сознанием и создания обстановки массового психоза («Это эпидемия паники!»). И вот тут как раз на удочку ковид-диссидентства и попадаются интеллектуалы. Если многочисленная масса недалеких зомбированных теориями заговоров людей вливается в его ряды просто потому, что в их головах уже давно существует благодатная почва, этакий компост из самой разнообразной псевдо- и антинаучной информации, то интеллектуалы, следящие за событиями в мире, и хорошо помнящие о том, как проводили Брекзит, как избирался Трамп, и какую роль в этом сыграла Cambridge Analytica (частная английская компания, которая использует технологии глубинного анализа данных, в том числе данных соцсетей для разработки стратегических коммуникаций в ходе избирательных кампаний в интернете), вольно или невольно начинают сопоставлять любой масштабный процесс в медийном пространстве с вышеупомянутыми историями и задаваться вопросом, а не стоит ли за этим очередная группа искусных аналитиков и манипуляторов?
И вот уже быстро отыскиваются бенефициары этой «манипуляции» — ну конечно же, это биржевые дельцы, которые сначала погрели руки на обвале индексов, а теперь зарабатывают на росте! И не важно, что имеется масса способов заработать (в том числе и с помощью манипулирования рынком) не ставя под угрозу всю мировую экономическую систему, коллапс которой обратит все заработанное в прах! Не важно, что помимо пресловутых бенефициаров есть еще большее количество игроков как в деловых, так и в политических элитах практически всех стран мира с гораздо большим суммарным влиянием, которые несут в результате происходящего беспрецедентные потери, и которые вряд ли позволили бы подобной манипуляции состояться! Впрочем, есть и такие, кто не заходит так далеко в поисках бенефициаров, а останавливается на том, что мы, дескать, имеем дело с паникой, которую подогревают сами масс-медиа (просто хотя бы для того, чтобы увеличить свою аудиторию), а дальше, «прицепом» к этому тезису следует стандартное утверждение или предположение о том, что «вирус не так опасен, как нам пытаются представить».
На самом деле за представлениями о том, что вирус не опасен или что он опасен, но это управляемый процесс, стоит стремление поверить в то, что весь этот кошмар скоро закончится. Стоит лишь обнаружить «кукловодов» и вывести их на чистую воду — и наведенный ими морок рассеется. По сути, это фаза отрицания неизбежного по модели Кюблер-Росс. Люди не могут принять происходящее и пытаются себя убедить, что ничего такого не происходит или происходит что-то другое, гораздо менее страшное.
И это очень опасно, потому что перед нами самый масштабный кризис со времен Второй мировой войны, а возможно — и за всю историю цивилизации. Уход в отрицание, в поиск «бенефициаров», в раскрытие «заговора» мешает сосредоточиться на том, что сейчас, действительно, важно: на борьбе с пандемией; на приспособлении социально-экономической среды к новым условиям; на предотвращении, с одной стороны, социальных взрывов, которые в нынешней обстановке могут иметь необратимые разрушительные последствия (анархия, хаос), а с другой, попыток государства использовать нынешний кризис для внедрения тотального контроля за населением — от всего этого в конечном итоге будет зависеть выживание человечества.
То, что сейчас происходит, не закончится через месяц или даже через два. У нас нет надежных прогнозов, ни по поводу того, как долго продлится пандемия, когда будет разработана эффективная вакцина, как будет себя вести и мутировать вирус с течением времени (уже ясно, что надежды на его сезонный характер не оправдались), не будет ли повторных вспышек и, самое главное, как сильно пострадает от всего этого экономика и какие политические и социальные последствия нас ждут как на уровне отдельных стран, так и в мировом масштабе. В начале этого года в Republic была опубликована статья Владимира Пастухова с таким эпиграфом: «Все мы находимся на дрейфующей льдине, отколовшейся от материка и уплывающей в открытое море». Ощущение того, что мы стоим на пороге масштабных и драматических изменений, витает в воздухе уже давно, но когда такие изменения начинают происходить, к ним никто не оказывается готовым. «Мир уже не будет прежним» — произнести эту банальную фразу очень легко, но осознать это трудно, почти невозможно. Но только это осознание дает нам шанс.
Ковид-диссидентство — это попытка переложить ответственность на кого-то еще, на «мировую закулису», «масонов», «рептилоидов» и т.д., сняв ее с себя. Между тем, выживание человеческой цивилизации сегодня и всегда зависит не от Cambridge Analytica, не от «мирового правительства», не от Путина или Трампа, и даже не от Маска или Брэнсона. Оно зависит от нас. Давайте думать, как жить дальше и воплощать задуманное, меняя себя и свой взгляд на мир, как этого требует наше непростое время.