in

В борьбе чиновников и кинобизнеса проигрывает зритель

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

 

Мультфильм «Гурвинек. Волшебная игра» провалился в прокате. Как пишут  «Ведомости», за три дня длинных выходных он собрал в полтора раза меньше ожидавшегося — 14 млн рублей против обещанных 25 млн.

Евгения Шерменева

«Гурвинека» показали только 743 из 1900 российских кинотеатров, Ассоциация владельцев кинотеатров и киносети «Каро», «Синема стар»,  и «Киномакс» бойкотировали показ.

Почему это произошло? Потому что в начале марта Министерство культуры отказалось выдавать прокатное удостоверение на запланированный на 7 марта релиз бельгийского семейного мультфильма  «Королевский корги» — он должен был выйти на российские экраны одновременно с «Гурвинеком». Министерство решило «помочь» российскому мультфильму и фактически запретило кинотеатрам показывать зарубежный. Прокатчики возмутились: Ассоциация владельцев кинотеатров обратилась в Министерство культуры с письмом-предупреждением   об отказе от проката «Гурвинека» в таком случае.

Угроза исполнена.

Хорошо это плохо? В социальных сетях радуются провалу «минкультовского» мультика (мол, молодцы кинопрокатчики, показали Мединскому, где раки зимуют), а на мой взгляд, радоваться тут совершенно нечему, потому что война минкульта с кинопрокатом вредит в первую очередь зрителю.

В течение последних двух лет, с 2017 года, киноиндустрию периодически потряхивает от неосторожных и непродуманных выступлений представителей Министерства культуры, включая министра культуры. Потряхивает и другие сферы культурной жизни страны, но там зависимость от финансовой поддержки бюджета больше, и противостояние неравное. Управлять достаточно финансово независимым кинобизнесом сложнее.

Кадр из мультфильма «Королевский корги’

Большая часть системы проката в России — частная, за исключением очень маленькой части кинотеатров (как, например, небольшая сеть «Московское кино», сохранившая около 10 кинотеатров в Москве с бюджетным финансированием департамента культуры города). А частный бизнес отвечает на все вызовы и часто одерживает победы.

Можно вспомнить несостоявшуюся попытку назначить в 2017 году «вступительный взнос» в 500 тысяч рублей за прокат (после которой была создана Ассоциация владельцев кинотеатров), и последовавшую через год попытку перенести дату релиза мультфильма «Паддингтон-2» в угоду параллельно заявленному выходу на экраны российского фильма «Движение вверх» (после возмущения кинопрокатчиков от этого переноса отказались).

В прошлом же году с 24 мая на 28 июня был перенесен показ канадско-американского мультфильма «Распрекрасный принц» — потому что 24 мая должен был выйти на экраны российский «Садко».

Что же на самом деле скрывает эта бесконечная «игра» Министерства культуры? Зачем нужно будоражить сообщество, пытаться влиять на рыночные процессы, делать шаги, которые вызывают гораздо больший негативный эффект? Ведь борьба за день выхода между бельгийским «Корги» и российским «Гурвинеком» даже не несла особенного идеологического характера — в отличие от соревнования «Паддингтона» и очень патриотически заряженного «Движения вверх» (которое в результате набрало отличные показатели проката в 2018 году, заняв лидирующую строку). Какова реальная причина периодических скандалов с прокатными удостоверениями?

Министерство культуры, упразднив в 2008 году федеральное агентство по культуре и кинематографии, поглотило и департамент кинематографии, встроив его в свою структуру. Учитывая постоянный кадровый круговорот в министерстве, потерю большого числа профессионалов, зависимость многих чиновников от гораздо более влиятельных творческих деятелей, можно представить, какой лоббизм процветает в нынешней ситуации. Тут даже не надо думать, что министру Мединскому есть до этого дело (вероятно, было в ситуации с «Движением вверх», продюсером которой являлась компания «ТриТ» Никиты Сергеевича Михалкова). Но и на меньшем уровне возможны любые договоренности.

Если есть влиятельный продюсер, который может себе позволить продавить вытеснение конкурента по дате релиза, попросив об услуге знакомого, то почему этим не воспользоваться? Вот и выясняем, кто кого поборет — слон кита или наоборот. И «Корги» борется с «Гурвинеком».

Кадр из мультфильма «Гурвинек’

На самом деле вся эта возня — это сигнал о нежизнеспособности нынешней бюрократической системы. Оставляя за собой функции «рычага», министерство само себя подставляет, вмешиваясь в процесс, который может быть отрегулирован самостоятельно участниками рынка. Это вопрос переговоров, согласований, грамотного менеджмента и распределения графиков показов.

Вот какой комментарий дал Олег Березин, инициатор работы ассоциации владельцев кинотеатров, генеральный директор компании «Нева-фильм»: «Пусть рынок сам, через ассоциации продюсеров, дистрибьюторов и кинотеатров находит баланс интересов. Когда речь идёт о любой «разводке дат» — читайте титры и вы поймёте в каждой ситуации в чьих конкретных финансовых интересах то или иное решение минкульта. Кинотеатры — очень ограниченный ресурс: из пяти тысяч экранов экономически значимы около половины, в году всего 52 недели — вот и идёт борьба за этот ресурс».

Каждый чиновник пытается доказать свою необходимость. За каждым — свои влиятельные силы и структуры. Чем больше нагружать бюрократа ответственностью, тем больше он будет требовать внимания, обеспечения своей работы и тем более «весом» он будет в системе бюрократических ценностей. 

Может ли министерство добровольно отказаться от функции «распределителя» графиков кинопоказов — вопрос. Хорошо бы вообще поменьше подобных полномочий всем министерствам и ведомствам. Есть принципиальные вещи — разработка культурной политики работы правительства, участие в формировании законов, защита интересов и специфики профессиональной деятельности в других ведомствах, формирование и отстаивание бюджетных расходов, представление культуры за рубежом и продвижение на территории своего государства — хорошо бы чиновникам заниматься именно этими вопросами. А те проблемы, которые профессионалы могут решить за переговорами, оставить именно там — в профессиональном поле.  

А пока этого не происходит — страдает зритель. Кинопрокатчики вынуждены бороться за свои права, на бойкот их толкнуло именно министерство. А в результате зрители толком не увидели ни отложенного «Корги», ни скудно показанного «Гурвинека».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.