in

Спецпроект «МБХ медиа» «1989. Речи свободы»

Заседание съезда народных депутатов СССР, 30 мая 1989 года. Фото: Валерий Христофоров / ТАСС

 

 

Сегодня «МБХ медиа» выпускает спецпроект 1989. Речи свободы.

Тридцать лет назад миллионы наших сограждан не отрывались от телевизора. Показывали главное политическое реалити-шоу десятилетия — первый съезд народных депутатов СССР. Горбачев лично настоял на том, чтобы все две недели, пока работал съезд, его заседания транслировались в полном объеме в прямом эфире каждый день. Результат этого эксперимента был огромен. Граждане нашей страны узнали, что у них есть альтернативная политическая элита, способная своими именами называть вещи, вставать на сторону слабых и бесправных, формулировать образ будущего.

Наш спецпроект не реконструирует события съезда. Его задача рассказать о высказанных тогда идеях. В 1989 году впервые за 70 лет лучшие люди страны получили возможность высказаться со столь высокой трибуны и оказаться услышанными практически всеми. Именно тридцать лет назад были высказаны слова, продолжающие и поныне оставаться нервом общественно-политической жизни.

Никому не известный депутат из Мурманской области Александр Оболенский решил посоревноваться с Горбачевым на выборах, тем самым поставив вопрос о сменяемости власти. Его поступок и следствия анализирует экономист Владислав Иноземцев.

Политолог Владимир Пастухов разбирается с тем, как жить в меньшинстве в России. На съезде историк Юрий Афанасьев противопоставил либеральную оппозицию «агрессивно-послушному большинству».

Казахский номенклатурщик Нурсултан Назарбаев в момент съезда еще не получил всю полноту власти в Казахстане, но настаивал на усилении роли республик. В результате он стал отцом-основателем независимого Казахстана. Экономический географ Наталья Зубаревич разбирается с тем, зачем стране нужны сильные регионы.

Писатель Валентин Распутин предложил России выйти из состава СССР. Идея была ошеломительная, но уже через год начала претворяться в жизнь. Шеф-редактор «МБХ медиа» Сергей Простаков пытается закончить за Распутина его речь и предлагает уже России выйти из себя.

Кирилл Рогов вспоминает «Декрет о власти», предложенный Андреем Сахаровым в последний день съезда. Создатель советской водородной бомбы и диссидент потребовал передать всю полноту власти парламенту и отменить шестую статью советской конституции о руководящей роли компартии. Это случилось через год, а вот до парламентской республики России всё еще далеко.

Спецпроект «1989. Речи свободы» — это напоминание о том, что настоящий парламент нужен для того, чтобы представители народа формулировали идеи, а не печатали спущенные сверху распоряжения. Опыт первого съезда тем важнее сейчас, когда роль законодательной власти в России все больше носит декоративный характер. Мы могли и можем жить иначе.

Смотрите также: «1983. Год Андропова»  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.