Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) был задуман как площадка для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Но после 2014 года всерьез говорить об иностранных инвестициях в российский бизнес уже нельзя, а тенденция на изоляцию России с тех пор только усиливается. Поэтому ПМЭФ практически потерял смысл, к 2021 году от него сталась одна оболочка из безумно дорогих мероприятий и имитации экономической деятельности, на выходе у которых — примерно нуль.
«Полный аншлаг» или «наименее международный за всю историю»?
«Скептики прогнозировали пониженный уровень участия бизнесменов, но, тем не менее, форум пользуется огромной популярностью. Мы видим это, полный аншлаг», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Ему вторит ответственный секретарь оргкомитета ПМЭФ Антон Кобяков: «Количество участников, которые приняли участие в мероприятиях форума, составило 13 тысяч человек, 140 стран, 11 тысяч российских и иностранных компаний, 800 топовых компаний представлены на уровне своих руководителей».
«По словам Кобякова, 3 тысячи участников форума были иностранцами. «Бизнесмены со всего мира, российские бизнесмены на этом форуме подписали более 800 соглашений. Общая сумма соглашений <…> — 3 трлн 860 млрд рублей», — сказал он», — сообщает нам ТАСС.
«Увеличение числа участников Петербургского международного экономического форума ставит организаторов мероприятия перед необходимостью построить дополнительные дорожные развязки и экспозиционные площади конгрессно-выставочного комплекса «Экспофорум»», — заявил журналистам по итогам ПМЭФ-2021 Антон Кобяков.
Старший научный сотрудник Московского центра Карнеги, экономист, специалист по фондовым рынкам и инвестициям Александр Габуев не разделяет эйфорию организаторов форума. Он видит ситуацию под другим углом.
«Петербургский международный экономический форум в этом году получился наименее международным за всю историю. <…> Крупные корпорации за редкими исключениями представлены руководителями местных подразделений, иностранных “звезд” можно пересчитать по пальцам. Вряд ли проблемы возникли исключительно санитарно-эпидемиологического свойства, и сомнительно, что иностранцев оттолкнула выросшая цена участия. Более вероятные причины — в состоянии российской экономики, которой форум преимущественно посвящен», — пишет он в «Коммерсанте». — Существенных факторов для того, чтобы Россия росла быстрее среднемировых темпов, пока не видно, как это с грустью отмечают высокопоставленные участники ПМЭФ уже не первый год. С потребительским спросом еще хуже, располагаемые доходы населения снижаются с 2013 года, и при отсутствии быстрого роста даже точечные выплаты, анонсированные президентом, вряд ли изменят картину. Соответственно, расширять свой бизнес иностранным компаниям в России сложно — тут бы не потерять, что уже имеешь. Собственно, подавляющая доля иностранцев на ПМЭФ — представители компаний, уже работающих в РФ и стремящихся сохранить позиции».
Так кто же из них прав — Кобяков, жонглирующий цифрами не хуже опытного циркача, или ученый-экономист, полный скептицизма? Обратимся к фактам, они, в отличие от оценочных суждений, прямолинейны и говорят сами за себя.
Солидные сделки для солидных господ
Тот же «Коммерсант» приводит список основных сделок, заключенных на ПМЭФ-2021. Отсечем внутрироссийские сделки, для заключения которых не было нужды организовывать международный форум, и посмотрим, что за договоры заключила Россия «на полях» ПМЭФ с иностранными инвесторами.
- «Катар купил 24,9% петербургского автодорожного проекта «Западный скоростной диаметр»».
- «ВТБ подписал соглашение о коммерческом партнерстве с Национальным банком Катара».
- «РФПИ подписал соглашение о строительстве в Бахрейне предприятия по производству «Спутник V». Произведенная там вакцина пойдет в страны Ближнего Востока и Северной Африки».
- «Компания Network International LCC, лидирующая на рынке электронной коммерции на Ближнем Востоке и в Африке, подписала соглашение с российской платежной системой «Мир». Карты «Мир» начнут принимать в Объединенных Арабских Эмиратах».
- «НОВАТЭК и китайская Zhejiang Energy подписали базовые условия соглашения о поставках в Китай до 1 млн тонн сжиженного природного газа в год с проекта «Арктик СПГ-2» в течение 15 лет. Соглашение было подписано 100-процентным дочерним обществом НОВАТЭКа Novatek Gas & Power Asia Pte. Ltd. и дочкой Zhejiang Provincial Energy Group — Zhejiang Energy Gas Group Co., Ltd».
- «Российский экспортный центр (РЭЦ) и Alibaba подписали меморандум о продвижении российских товаров на площадках Alibaba».
- «Газпромбанк, ВЭБ РФ и Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) рассматривают возможность предоставить до $800 млн на строительство газохимического комплекса в Узбекистане. Соответствующее соглашение было подписано с одной из крупнейших нефтегазовых компаний Узбекистана — Jizzakh Petroleum».
- «Производитель вакцины «ЭпиВакКорона» «Герофарм» в рамках ПМЭФ 4 июня подписал соглашения о поставках препарата в Венесуэлу и Бразилию».
Выглядит солидно. Немного лишь смущает список партнеров: Катар, Бахрейн, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Венесуэла с Бразилией и Узбекистан. Если с Китаем все понятно — это один из мировых лидеров с растущей семимильными шагами экономикой (правда, продаем мы ему все тот же природный газ), то например, Катар и Бахрейн — карликовые монархии, живущие преимущественно за счет продажи нефти и газа. Ни Европы, ни США с Канадой, никаких других развитых стран в этом списке партнеров нет. Похоже, что оценка Габуева более реалистична, чем фанфары Кобякова и Пескова.
Но еще интереснее заглянуть внутрь этих соглашений — мы не то чтобы не доверяем «Коммерсанту», но хотелось бы узнать подробности.
«Меморандумы о взаимопонимании» и Совет директоров «Роснефти»
Начнем с Катара, тем более что эта страна была официальным гостем форума. 25% в проекте «Западный скоростной диаметр» (внутригородская платная магистраль в Санкт-Петербурге) приобретает так называемый суверенный фонд Катара Qatar Investment Authority (QIA), а точнее его 100% дочерняя компания F4 Holding LLC. Но QIA не новичок на российском рынке, он является одним из крупнейших акционеров «Роснефти», ему принадлежит 18,53% российского нефтяного гиганта. Так что говорить о том, что договоренности с фондом Катара были достигнуты на ПМЭФ-2021, это большое лукавство. Впрочем, как и то, что благодаря этому форуму ВТБ подписал соглашение о коммерческом партнерстве с Национальным банком Катара. С одной стороны, ВТБ также является партнером по сделке с «Западным скоростным диаметром» (ему принадлежит 49% проекта), а с другой, между Национальным банком Катара и ВТБ был подписан не контракт, а меморандум о взаимопонимании. Красивое слово «меморандум» в бизнесе означает соглашение, которое не имеет обязательной юридической силы, в отличие от контракта. Таких меморандумов Катар подписал только в первый день работы форума 17 штук.
Но если мы посмотрим еще глубже, то выясним, что связь между фондом Qatar Investment Authority и Россией еще теснее. Как раз недавно, 1 июня, состоялось годовое собрание акционеров ПАО «НК «Роснефть», на котором, среди прочего, утвердили состав Совета директоров в количестве 11 человек. Из этих 11 только трое являются гражданами России: глава «Роснефти» Игорь Сечин, заместитель председателя правительства РФ Александр Новак и помощник президента РФ Максим Орешкин. Остальные — иностранцы, и среди них два гражданина Катара. И, по странному стечению обстоятельств, оба они — представители Qatar Investments Authority — Файзал Алсуваиди и Хамад Рашид Аль Моханнади.
Вообще, состав Совета директоров «Роснефти» настолько впечатляет, что о нем стоит сказать больше. Кроме уже упомянутых катарцев, в него входят два представителя BP (с 2013 года этой транснациональной нефтегазовой компании принадлежит 20% «Роснефти») Бернард Луни и Роберт Дадли; два представителя Nord Stream 2 («Северного потока-2») Герхард Шрёдер и Маттиас Варниг; бывший министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль (это с ней Путин отплясывал на ее свадьбе в 2018 году), а также Ханс-Йорг Рудлофф — председатель правления Marcuard Holding.
На последнем мы остановимся подробнее. Как в свое время писал Forbes, «Ханс-Йорг Рудлофф был пионером инвестиционно-банковского бизнеса в России, где в начале 1990-х стал соучредителем банка UCB. Financial Times характеризует его как одного из немногих западных инвестбанкиров, которому доверяет президент Владимир Путин. Будучи председателем Barclays Capital, инвестбанкир в 2006–2013 годах занимал пост независимого директора “Роснефти”». Впрочем, он и в 2021 году остается ее независимым директором. А еще он является партнером компании Marcuard Heritage, основанной в Цюрихе в 2003 году для управления активами состоятельных клиентов и тоже очень тесно связанной с Россией.
Дела минувшие
Теперь посмотрим, что стоит за сообщением о соглашении с Бахрейном. В пресс-релизе РФПИ говорится, что «Российский фонд прямых инвестиций и фонд Королевства Бахрейн Mumtalakat Holding Company, а также “Биннофарм Групп” (входит в АФК “Система”), подписали соглашение для строительства в Королевстве Бахрейн предприятия по производству российской вакцины “Спутник V”, продукция которого будет поставляться на рынки Ближнего Востока и Северной Африки. Подписание состоялось на полях Санкт-Петербургского международного экономического форума».
Но из того же пресс-релиза мы узнаем, что еще «в 2014 году РФПИ и Mumtalakat подписали соглашение о партнерстве для укрепления экономического и инвестиционного сотрудничества между Россией и Бахрейном. Mumtalakat автоматически соинвестирует с РФПИ во все проекты, при этом доходность соинвестиций превышает доходность мировых индексов». Это означает, что соглашение о строительстве завода по производству вакцины не было заключено на ПМЭФ-2021, а является частью долговременного сотрудничества российского фонда РФПИ и фонда Королевства Бахрейн.
Похожая история и с заключением соглашения между Network International LCC и платежной системой «Мир», из пресс-релиза которой от 2 марта 2021 года выясняется, что «первые тестовые транзакции по российским платежным картам проведены в Дубае (Объединенных Арабских Эмиратах, ОАЭ) в рамках реализации эксклюзивного договора о сотрудничестве между платежной системой “Мир” и ведущей компанией в сфере цифровой коммерции на Ближнем Востоке и в Африке Network International». То есть договор между ними был заключен до проведения ПМЭФ-2021.
«Российский экспортный центр (РЭЦ) выступил против создания в России площадки, аналогичной Alibaba. Как рассказал в интервью «Российской газете» управляющий директор по реализации приоритетных проектов Российского экспортного центра Михаил Мамонов, РЭЦ намерен стимулировать российский экспорт через создание национальных павильонов на китайских электронных площадках», — это не сообщение «с полей» ПМЭФ-2021, как можно подумать. Это заметка от 28 июля 2016 года. Так что и с китайской Alibaba вышла накладка, РЭЦ сотрудничает с ней уже 5 лет. Да и инвестициями в российскую экономику это не назовешь, скорее уж это вклад в экономику Китая.
Соглашение с Китаем на поставку до одного миллиона тонн сжиженного природного газа в год с проектом «Арктик СПГ 2» в течение 15 лет также было подготовлено ранее, как следует из пресс-релиза компании «НОВАТЭК», оно «основывается на Меморандуме о взаимопонимании, подписанном сторонами в октябре 2019 года».
Что касается «рассмотрения возможностей» вложить до $800 млн на строительство газохимического комплекса в Узбекистане, то, это, конечно, инвестиция. Только не в Россию, а из России. Впрочем, в этом случае даже меморандум не был подписан.
«ЭпиВакКорона» для Латинской Америки
4 июня в рамках ПМЭФ петербургская фармацевтическая компания «Герофарм» подписала соглашения о поставках вакцины «ЭпиВакКорона» в Венесуэлу и Бразилию.
«Венесуэла станет первым зарубежным государством, где “ЭпиВакКорона” будет доступна для масштабной вакцинации населения в целях профилактики коронавирусной инфекции COVID-19. Объем поставок может составить 5 млн комплектов (10 млн доз) до конца года. Начать отгрузки планируется уже в сентябре», — говорится в пресс-релизе компании.
Как обычно, желаемое выдается за действительное. До сих пор вакцину изготавливал находящийся в наукограде Кольцово завод «Вектор-Биальгам». А «Герофарм» только поставлял ему синтезированный из кишечной палочки белок-носитель для производства вакцины. Но сейчас генеральный директор «Герофарм» Петр Родионов уверенно заявляет: «Производство первых партий вакцины “ЭпиВакКорона” по принципу полного цикла на мощностях “Герофарм” мы планируем начать в июле. Сейчас завершаются все необходимые исследования сопоставимости, готовятся документы для подачи в Минздрав с целью внесения “Герофарм”в досье “Вектор” как производственной площадки полного цикла. А уже в сентябре мы планируем первую отгрузку вакцины в Венесуэлу. Интерес к “ЭпиВакКороне” проявляют еще несколько стран, и, вероятно, это соглашение станет дверью для экспортной экспансии второй российской вакцины».
Ранее ТАСС сообщал: «Вакцина «ЭпиВакКорона», разработанная Государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор», была передана венесуэльской стороне в конце марта в ходе визита в Каракас заместителя председателя правительства Российской Федерации Юрия Борисова. Венесуэла первой из стран Латинской Америки признала российскую вакцину «Спутник V» и приступила к испытаниям «ЭпиВакКороны»».
До этого «ЭпиВакКорона» не покидала границы России. И это было единственным возможным для данного препарата-плацебо способом не опозориться на весь мир. Потому что как только вакцину начнут по-настоящему проверять на эффективность (а тем более на состав вещества, разлитого в ампулы) станет очевидным, что вместо вакцины Россия произвела фуфломицин, а история создания пептидной вакцины в ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора — это большая афера.
Впрочем, пока вакцину испытывают в стране, где правит Мадуро, ее разработчикам бояться нечего. Но когда она попадет в руки дотошного регулятора Бразилии, тут-то и начнется мировой скандал.
Прямые иностранные инвестиции и отток капитала в России
Доктор экономических наук, профессор экономики парижской Школы политических наук Сергей Гуриев как «один из ключевых участников и разработчиков программы ПМЭФ в докрымские времена» продолжает следить за этим форумом и в эмиграции. По его мнению, обсуждать инвестиционный климат в России бессмысленно, достаточно сравнить данные по прямым иностранным инвестициям и оттоку капитала в России до и после 2014 года. В том году зарубежный бизнес резко сократил свое присутствие в России, впоследствии иностранцы постепенно начали возвращаться на российский рынок, но досанкционные показатели так и не достигнуты.
Вот что говорил сам Гуриев об инвестиционном климате в России два года назад: «Очень трудно отделить санкции и плохой инвестиционный климат, высокий уровень коррупции, доминирование государства и так далее. <…> Надо сказать, что когда президент Владимир Путин пришел в очередной раз к власти в 2012 году, он подписал так называемые майские указы, в которых обещал увеличить производительность труда в России в полтора раза за семь лет. Это эквивалентно ежегодному увеличению производительности на 6%. Это, собственно, и был бы экономический рост, который мог бы стать реальностью, если бы в России был благоприятный инвестиционный климат, сокращение роли государства, отсутствие коррупции, отсутствие изоляции от всего мира. <…> Простые числа говорят о том, что иностранные инвесторы разочарованы в политике, которую проводят российские власти. Может быть, это связано с санкционным режимом. Может быть, с отсутствием усилий по привлечению инвестиций. В прошлом году иностранные инвестиции составили $2 млрд в год. Это величина, неотличимая от нуля. Раньше, в лучшие годы, это было и $40 млрд, и $60 млрд в год. Но суть в том, что прямые иностранные инвестиции в Россию практически отсутствуют. А отток капитала, наоборот, растет. И отток капитала — это не только уход условного Morgan Stanley, но это и вывоз капитала самими российскими инвесторами за пределы России».
С тех пор все проблемы, перечисленные признанным международным экономическим экспертом, только увеличились в масштабах. Россия все больше изолируется от мира, позиция осажденной крепости, заложенная в основу госпропаганды и экономической политики, в сочетании с силовыми методами управления, оставила экономику без долговременных инвестиций. Зарубежным инвесторам Россия интересна лишь как источник спекулятивного дохода на высоких ставках в рублях.
«Стенд прокуратуры — это новое на ПМЭФ, — замечает Сергей Гуриев, — и оно свидетельствует о том, что именно силовики задают тренд в управлении страной».
Пандемия коронавируса еще больше разделила общество на очень богатых и практически нищих. На прошедшем Петербургском международном экономическом форуме это было заметно во всем — в том числе в ценах на еду в буфете. «Таких цен нет ни в каких мишленовских ресторанах нигде в мире!», — искренне возмущается Сергей Гуриев, живущий с 2013 года в Париже.
*******
Если одним словом охарактеризовать происходившее на XXIV Петербургском международном экономическом форуме, то этим словом будет «имитация». Давно оформленные сделки, а также текущие финансовые операции изобразили как «заключенные на полях форума». В них вошли и поставки нефти и газа, и дорожное строительство, и 50 новых ресторанов «Макдоналдс». И даже имитация вакцины, созданная под эгидой Роспотребнадзора, чьи функционеры щеголяли на форуме в новых красных мундирах, вписалась в этот «пир во время чумы» как нельзя лучше.
Сделки, которые подаются как результат деятельности форума, на самом деле имеют совсем другую природу, по большей части, видимо, коррупционную. Да и в принципе судить об успешности подобных мероприятий так, как это делают его организаторы, — нелепо. Их результат можно оценить спустя время, а не в количестве заключенных сделок и суммах контрактов в дни проведения форума. Беда в том, что в России отсутствуют главные условия для успешного развития бизнеса, нет благоприятного климата для привлечения внутренних и зарубежных инвестиций, понятных и разумных правил игры, ощущения безопасности и уверенности в завтрашнем дне.
Остается только непонятным, кому предназначался этот пышный и очень дорогостоящий обман на ПМЭФ-2021, для чьих глаз и ушей он был организован?