in

Плоды пропаганды: приобретенные рефлексы Леонида Якубовича

Леонид Якубович в программе "Поле Чудес". Кадр: 1 канал

Скандалы не стихи, они растут из любого почти сора, но в наше время чаще всего начинаются с фразы «в сети появилось видео». Так вот, в сети появилось видео со съемок программы «Поле чудес», и раскрылась одна из главных тайн этого почтенного телепроекта, который начался в 1990 году. Еще в Союзе. Теперь мы знаем, куда исчезают продукты, которые привозят в подарок ведущему шоу Леониду Якубовичу игроки.

Иван Давыдов

Для меня тут тема совсем личная. Я — непостоянный зритель «Поля чудес», если выражаться мягко. Целиком смотрел эту передачу один, кажется, раз, осенью 1992-го, но не в этом дело. Дедушка и бабушка мои «Поле чудес» очень любили. Старались не пропускать. И делились со мной восторгами. А я — я любил их, и поэтому восторги выслушивал. Особенно их восхищала как раз предприимчивость ведущего. «Леня — молодец! — убеждал меня дедушка. — Отлично мужик устроился. Вообще продукты покупать не нужно. Все ему привозят, все бесплатно». Когда был я юн и глуп, я пытался спорить, объяснять, что ведущему рейтингового шоу с Первого канала не очень нужны все эти дары природы. А шоу все шло. Юность кончилась, возможно, я стал чуть умнее, спорить перестал. «Да, — соглашался покорно, — отлично устроился мужик». Потом дедушка умер. И бабушка умерла. Шоу идет.

И не то чтобы эта мысль так уж мучила меня десятилетиями, но было все-таки немного интересно, куда деваются все эти бесконечные дары. Эти жертвы богу телевидения. Плоды земли и любви народной. Огурцы, помидоры, колбасы, осетр, омуль, пескарь, варенье, печенье, посикунчики, шанежки, караваи и расстегаи. Была гипотеза, что весь этот неприкосновенный запас хранится в музее «Поля чудес» на ВДНХ. Все собирался зайти, да так и не собрался, уже и музея нет. То ли переехал куда, то ли просто закрылся.

Но теперь тайна кончилась. Оказывается, продукты после съемок достаются зрителям в студии. Самые предусмотрительные берут с собой пакеты, и уносят сразу много. Недальновидные толпятся возле барабана, уставленного корзинами и блюдами, чтобы хоть кусочек урвать.

Выглядит это все, скорее, мило. Во-первых, еду не жгут и не давят бульдозерами, как здесь у нас принято, а раздают нуждающимися. Во-вторых, вся эта суета вокруг барабана с буквами — совсем без признаков агрессии. Люди, конечно, отпихивают друг друга от подарков, но без особой злобы. Но шанс самоутвердиться за счет других не всякий решится упустить, видео, как отмечено где-то выше, попало в сеть, и породило бездну насмешек, куда более злых, чем невинная толкотня вокруг подаренного Якубовичу съестного.

Говорить что-нибудь плохое про «Поле чудес» вообще не хочется. Шоу — в стороне от информационных битв последних времен, на него и натыкаешься, только если вечером в пятницу окажешься не в набитом пьяными людьми баре, а в гостях у пожилых родственников. Там мир, любовь, песни, танцы (гости в студии не только дарят Якубовичу соленья с копченостями, но еще и демонстрируют разнообразные таланты). И улыбка из-под усов. Когда-то давно один мудрец, вхожий в самые высокие кабинеты, сказал мне, что «Поле чудес» — единственная нить, сшивающая страну. Единственная общая ценность, позволяющая жителям Калининграда не забывать, что жители Сахалина — их сограждане. Единственный на тысячи километров объект общего интереса.

Это, правда, давно было, лет пятнадцать назад, если не больше. Теперь и мудреца в кабинеты не пускают, и скрепы у нас другие. Наверное, к сожалению. Любовь, улыбка и усы, пожалуй, все-таки лучше, чем бесконечные испытания новейших видов вооружения и неостановимые разговоры о прошлых войнах и о будущих войнах.

Ну, а говорить что-нибудь плохое про людей, готовых издеваться над старушкой, прячущей в пакет какие-то там несчастные печеньки, просто неинтересно. Все тут ясно. Все банально, все объяснимо. Всех жалко.

Но это, к несчастью, еще не конец истории. Леонид Якубович решил заступиться за собственных зрителей. Оно, вроде бы, и похвально, и честно, но выбранная стратегия защиты важна. Увы. «Якубович также считает, что те, кто негативно воспринял видеоролик, являются иностранными гражданами, которым чужды российские обычаи и гостеприимство», — сообщает РИА «Новости». И добивает: «Кроме того, он посоветовал людям, не знающим, что в России принято угощать гостей, внимательно почитать книги на эту тему или у кого-то проконсультироваться». А контрольным в голову — приложенный к новости про защиту Якубовича видеоролик: «Жители Черкасской области устроили давку из-за продуктовых наборов». Черкасская область — справка на всякий случай — это Украина.

Якубович — не пропагандист, он работает честно, обеспечивает простых, усталых, часто немолодых людей развлечениями. Он не из тех, кто каждый вечер тарабанит с телеэкрана про внешних и внутренних врагов, прикрывая грозной болтовней высокопоставленное ворье. Он — не про пропаганду, а вот воспроизвел же, причем явно из лучших побуждений, самые ходовые пропагандистские штампы. Конечно, это враги из-за бугра на нас клевещут. Идет война гибридная, унылая война, и даже почтенный телеведущий, сам того не замечая, оказывается на этой войне добровольцем. Это уже приобретенные рефлексы, похоже. Прочно вбито в головы, и не скоро из голов вымоется.

И это все не то, чтобы скандал, но зрелище куда более печальное, чем видео с людьми, стремящимися добыть себе что-нибудь вкусное на память о любимом шоу.

Но чтобы за упокой не заканчивать, расскажу лучше, как я единственный раз в жизни посмотрел «Поле чудес» сначала и до конца. Мой курс — в последний раз, такого после уже не было, отправили на картошку. Загнали за Можай, буквально, в Можайский район, убирать корнеплоды. Я простудился, сопровождавшая нас медсестра впала в необоснованную панику, и, несмотря на протесты, отправила меня в ближайшую больницу. В село Бородино. Да, в то самое. 

Мне было грустно. Друзья мои распивали тайно привезенную из Москвы водку и предавались разным прочим сомнительным, зато приятным порокам. А я сидел перед старым телевизором в компании двух женщин и одного мужчины, еще более старых, чем телевизор. Они смотрели «Поле чудес». Его, кстати, кажется, вел еще Владислав Листьев тогда. Я утешал себя мыслью, что я — будто князь Андрей Болконский, но это было слабое утешение. Вопросы были нарочито простоватые, однако игроки в студии терялись, паниковали, тупили. А я нет, хотя в этом не отыщешь повода для гордости. Ну, как-то так это выглядело:

— Домашнее животное с усами, три буквы, вращайте барабан! — требовал ведущий.

Грустный и напуганный человек в индийском свитере с рынка (у всех такие были, у меня тоже был) вращал барабан.

— Буква! — кричал ведущий.

— И краткое, — обреченно говорил человек в свитере.

— Кот, — выдыхал я.

Ходов через восемнадцать и в телевизоре выясняли, что да, кот.

Когда шоу кончилось, старичок сказал: «Ну ты это. Головой, наверное, работать будешь». Старушки закивали. Так оно впоследствии и вышло. Правда, я не разбогател.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.