in

Отступать некуда – за нами сквер!

Ситуация в парке, где проходят протесты против строительства храма. Екатеринбург, 16 мая 2019 года. Фото: Евгений Фельдман / AP

Велика Россия, но отступать некуда – позади сквер! Оказывается, не только московские новости становятся новостями федерального звучания. Хотя, казалось бы: по России строятся сейчас сотни храмов, в России вокруг строительства сейчас сотни конфликтов. Программа реновации набирает обороты – но страна следит за битвой вокруг сквера и храма у драмтеатра в Екатеринбурге. Почему так? И что со всем этим будет?

Думаю, что будет храм. Потому что если решение о строительство отменят, у граждан возникнет очень «нехороший» вопрос: а что, так можно было? Значит, если собраться и навалиться, если выйти тысячами тысяч и не уходить ни днем, ни ночью, если утопить забор и не согнуться под дубинками, не уступить гопникам-«спортсменам» и не испугаться задержаний и арестов, то можно добиться своего?! Значит, можно отменить не только строительство храма, но и мусоросжигательного завода? Точнее, заводов – ведь их несколько и недовольны ими везде, где собираются строить. Значит, путь прямого действия, уличной демократии может оказаться эффективным?

Положительный ответ на этот вопрос выпустит из бутылки слишком много джиннов, а властям только этого и не хватало в наше непростое время. Именно по этой причине за волнениями в Екатеринбурге так внимательно следили и власти, и оппозиция, и просто недовольные люди, которые пока никак себя политически не определяют, но которых явно в этой жизни уже многое не устраивает. Поэтому строительство храма становится принципиальным моментом даже для центрального начальства.

Конечно, храм не построят немедленно – это вызовет еще большие волнения. Причем, волнения длительные – ведь стройка процесс небыстрый. Но когда всё поутихнет, то можно потихонечку дело и сделать.

Хотя в спаде накала есть и шанс противников строительства! По-тихому отменить, прикинув, что минусов для имиджа власти больше, чем плюсов. На тихую отмену обратят мало внимания, и никто не скажет, что власть уступила и прогнулась под общество. Кстати, сейчас так же тихонько строительство нового храма отменили в Красноярске – вы знали об этом? И все довольны: и власть местная вовремя отменила плохое решение и недовольные довольны, а РПЦ построит храм все равно, но в другом месте и в другой срок.

Теперь пару слов про Путина и опрос. Участие президента в этой истории – грустная примета полного разложения и развала. Хотя в этой конкретной ситуации Путин выступил в роли доброго самаритянина и предложил какой-никакой, но примирительный вариант, произнеся ключевые слова, что «храм должен объединять людей, а не разобщать». Путин даже согласился с тем, что в сквере – именно стихийное народное возмущение, а не провокация, проплаченная московскими смутьянами. Хотя именно в эту сторону ветер из Кремля дул всего несколькими часами ранее из уст Пескова.

Но в нормальном государстве такие вопросы вообще не доходят ни до пресс-секретаря президента, ни тем более до него самого. Это вопрос, который не должен уходить выше мэра города. Однако в очередной раз в острой ситуации выясняется, что во всей цепочке от муниципального депутата, до главы государства не работает ни одно звено. Все эти звенья либо трусливы, либо глупы, либо некомпетентны.

Путин может быть мудрейшим из мудрейших людей, но он за тысячу километров от сквера «у Драмы». Он не знает всех тонкостей проекта, подробностей слушаний, аргументов сторон – это физически невозможно. Президент не в состоянии даже теоретически принять компетентное решение! Либо руководителю огромного проблемного государства надо бросить все дела и разбираться в проблемах возведения одного конкретного здания одном конкретном сквере! И, тем не менее, именно от Путина снова все зависит.

Идея провести опрос на улицах – это уже просто какое-то цирковое мероприятие. Это даже не социология со всеми ее российскими искривлениями. Это уже на уровне собирания слухов у бабок по подъездам. В стране разрушен институт выборов! К ним нет доверия даже когда решается вопрос избрания президента и парламента – какое же может быть доверие к честности и легитимности уличного опроса населения?

И, безусловно, прекрасен образ храма во всем этом деле. Православие используется как заменитель марксизма-ленинизма. Кровь из носа нужна была какая-то идеология, чтобы у народа не было в башке пустоты, и требовалась какая-то путеводная цель, объясняющая, почему россияне живут бедно и плохо и почему они должны терпеть такое существование всю жизнь. Раньше жертвовали всем ради Светлого Будущего и Коммунизма. Сейчас – ради Царствия Небесного.

Церковь, отделенная от государства Конституцией, слиплась с ним в реальной жизни. Под религиозным соусом можно делать какие угодно дела. Возразить невозможно без угрозы попасть под чувства верующих, которые важнее любых других чувств в нашей стране. И строительство храма – великолепное прикрытие для возведения хоть коммерческого жилья, хоть торгового центра, хоть сауны и фитнеса. Мобилизация гопников на защиту строительства ЖК или ТЦ – это бандитизм, а то же самое на защиту не ТЦ, а РПЦ – это святое дело!

И точно так же, как в советские времена под знаменем коммунизма уродовали страну и жизни миллионов людей, так и теперь под хоругвями и иконами пытаются сделать нечто подобное с нами.

Потому я и говорю, что храм построят. Ведь народ – один, а против него и власть, и церковь, и «спортсмены», и для них для всех отступление  — немыслимая потеря крутизны. За ними – храм, за нами – сквер!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.