in

Офицерское рабство и пара слов о журналистике. Авторская рассылка «МБХ медиа»

Офицерское рабство и пара слов о журналистике. Авторская рассылка «МБХ медиа»
Фото: Гавриил Григоров / ТАСС

Привет, меня зовут Евгений Снегов, я корреспондент «МБХ медиа». На этой неделе вышел мой материал о молодых лейтенантах, которые не могут получить увольнение из российской армии. Чтобы добиться своего, им приходится специально нарушать условия контракта, но и это редко приводит к увольнению. В итоге они вынуждены обращаться к журналистам. Обычно люди, которые жалуются в СМИ на какие-то злоупотребления начальства, просят не называть их имен, но здесь все с точностью наоборот: лейтенанты настаивают на указании своих имен и частей, в которых служат, чтобы на публикацию обратили внимание в центральном аппарате Минобороны и их поскорее уволили.

Ведомство действительно отслеживает материалы по этой теме. В день выхода моей статьи в «МБХ медиа» обратился замруководителя Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны Александр Волосатов. Он отправил нам довольно интересное письмо, о котором мне бы хотелось поговорить поподробнее. В своем послании представитель оборонного ведомства заверил, что во всех фактах нарушений со стороны лейтенантов разбираются «соответствующие компетентные органы», а с каждым военнослужащим «будет проведена индивидуальная работа без формального подхода к делу». Также в письме приводится довод о том, что каждый из героев публикации добровольно подписал с Минобороны пятилетний контракт на втором курсе обучения в военном училище. Этот аргумент на первый взгляд действительно звучит здраво: мол, 

взрослые люди в здравом уме и твердой памяти сами выбрали свою судьбу, связали себя контрактом, а после попадания в реальную военную часть тут же решили соскочить на гражданку. 

Но тут есть, что возразить. 

Я понимаю, что вопросы юношества и взросления в быстро меняющемся мире волнуют Минобороны в последнюю очередь, но все же. Наверно, было бы здорово, если молодые люди еще со школы твердо знали бы, чему хотят посвятить жизнь, и вообще думали только о том, как еще послужить партии и правительству. Но в реальной жизни так бывает довольно редко, и есть нечто неправильное в том, чтобы заставлять парней, которые еще недавно сидели за школьной партой, в течение долгих пяти лет расплачиваться за неверное решение, часто принятое под давлением обстоятельств, уговоров родных или чего-то еще. Если молодой офицер не хочет служить в армии после окончания военного вуза, он должен иметь на это право — иначе получается настоящее крепостничество и реальный подрыв обороноспособности страны. 

Мысль о том, что рубежи государства охраняют лейтенанты, занятые решением единственной задачи — оказаться подальше от своей части — не доставляет мне никакого удовольствия. 

Кстати, сам я закончил вуз по специальности «учитель истории и обществознания», в школе в итоге не проработал ни дня, и, к счастью, никто не связывал меня долгосрочным контрактом (хотя были у наших замечательных законодателей и такие предложения).

В письме Александра Волосатова есть еще одна часть, которую я не могу не процитировать, чтобы вы смогли оценить общий градус пафоса. «К сожалению, Ваше издание не рассказывает о тех, кто защищает безопасность нашей страны, выполняя задачи в сложных климатических условиях, о тех, кто несет круглосуточное боевое дежурство, о тех, кто выполняет боевые задачи, порой с риском для жизни. Регулярно в фокусе внимания журналистов “МБХ медиа” оказываются единичные случаи молодых граждан, которые, нарушая требования нормативно-правовых актов, решают уволиться с военной службы». Господин полковник, вы, как и многие другие, почему-то не отделяете журналистику от пропаганды, хотя между ними есть очень очевидная разница. Работа журналиста заключается как раз в том, чтобы рассказывать о проблемах, существующих в нашей стране в целом и в армии в частности. А для пиара и улучшения имиджа Минобороны давно работает целая медиагруппа, в которую «МБХ медиа», к счастью, пока не входит. 

P.S. После выхода статьи о «крепостных офицерах» с нами связались еще несколько лейтенантов из разных концов страны, которые просят рассказать их истории о безуспешных попытках увольнения. И это лишь те люди, которые не побоялись идти до конца и решили обратиться в СМИ. На самом же деле таких офицеров в российской армии, скорее всего, намного больше. 

Это текст авторской рассылки «МБХ медиа». Каждую субботу сотрудник редакции пишет вам письмо, в котором рассказывает о том, что его взволновало, удивило, расстроило, обрадовало или показалось важным. Подписаться на нее вы можете по ссылке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.