Споры о таком судьбоносном событии, как выборы у соседей, все не утихают, а страна уже праздновать нацелилась; по-настоящему счастливые люди забивают социальные сети фотографиями с заграничных пляжей, а чуть менее, но тоже ведь счастливые, — коптят небо родины, раздувая угли в мангалах. В России, кстати, живут почти исключительно счастливые люди. И это не домыслы, это результаты свежего исследования ВЦИОМ. «Уровень счастья россиян, по субъективным ощущениям, достиг 85% — максимальный показатель за все годы измерений», — сообщает официальный пресс-релиз.
Когда ты счастлив, и всерьез тебя занимают только дела чужие, происходящего на родине легко не заметить вовсе. Почти незамеченной, к примеру, прошла новость о том, что президент утвердил 15 ключевых показателей эффективности (КПЭ) губернаторов. И даже власть тут упрекнуть не в чем — власть ничего не скрывает. Более того. Министр экономического развития Максим Орешкин в специальном интервью газете «Коммерсант» растолковал, что губернаторов, у которых с ключевыми показателями эффективности выйдет прокол, увольнять не станут. «Нет такой задачи», — сказал Орешкин. Система «рассчитана на поощрение», лучшим регионам достанется больше денег.
И слова вроде все правильные, и критерии понятные (а главное — услужливо подсказывает министр — еще и количественно исчислимые): тут тебе и уровень реальной среднемесячной зарплаты по региону, и уровень бедности, и естественный прирост населения, и хорошие дороги, и производительность труда в несырьевых отраслях… Удивишься даже, сам себя спросишь: «Как так? Это что же, власть федеральная на самом деле хочет заставить власть региональную работать на жителей региона?»
Ну, конечно, хочет, она же даже не часть, она и есть та сила, что вечно хочет блага, и вечно совершает — ну, сами знаете, что она тут вечно совершает. Вот только, как в любой истории про современную российскую жизнь, имеется маленький нюанс. А вернее — один политический пункт. И он первый в списке. Замерять будут уровень доверия жителей региона к власти, в том числе — к президенту. Скромные все-таки люди правят нами, стеснительные. Росгвардия теперь стесняется публиковать информацию о собственных закупках и даже готовит соответствующий законопроект. Единороссы на выборы в Мосгордуму стесняются идти от любимой партии и собираются изображать независимых кандидатов. Вот и здесь — все та же похвальная стеснительность: могли бы написать — «в первую очередь», а пишут — «в том числе».
В этом, вроде бы, тоже есть понятная логика. Когда дороги в порядке, зарплаты растут, качество медицины повышается, и происходят прочие хорошие вещи, выбранные в качестве критериев губернаторской эффективности, благодарные граждане с теплотой, доверием и любовью относятся к власти. И к местной, и уж тем более — к верховной. А если вместо дорог — ямы, да и вместо всего остального, включая жизненные перспективы, — тоже ямы, любовь с доверием сами собой растворяются в воздухе. И нерадивость власти на местах оборачивается падением рейтинга президента Российской Федерации.
Не зря же многомудрый министр Орешкин назвал политический критерий «верифицирующим» по отношению к остальным. И все-таки чувствуется за понятной логикой какой-то не очень понятный подвох. Ну, давайте разбираться, в чем подвох.
Изобретатели KPI для губернаторов удивительно честны с нами. Они даже на определенные жертвы готовы ради того, чтобы граждане, а вовсе не региональные начальники уловили их главную мысль. Губернаторов ведь вообще-то, ну, формально, выбирают, некоторые из губернаторов — члены оппозиционных партий, чьи лидеры конкурируют с Путиным за президентский пост. Почему побивший на выборах единоросса представитель ЛДПР или КПРФ вообще должен беспокоиться об уровне доверия граждан к президенту? Если делать вид, что у нас тут нормально функционирующая демократия, он как раз заинтересован в снижении этого доверия. Не за счет партизанских действий, конечно, намеренного разрушения дорог и сожжения больниц. Нет — политический смысл его работы в том, чтобы показать, что и без «Единой России», и без вечного президента, которого «Единая Россия» преданно поддерживает, в обычной России возможна нормальная жизнь.
Но кремлевские изобретатели с легкостью жертвуют в данном случае обязательными разговорами о нормальной демократии. Есть вещи поважнее.
Как Путин сам себя переиграл
Теперь, когда Украина со своим выбором...
Орешкин ведь тоже никого не пытается обмануть, когда говорит, что нет задачи наказать губернаторов. Задача в другом. Главный рейтинг валится набок, это порождает тревогу. В искреннюю любовь народа национальный лидер, похоже, уже не очень верит, и готов удовлетвориться любовью продажной. Собственно, ведь и последнее (пока) послание Федеральному собранию было как раз про это. И вновь продолжается торг: будете любить президента — и регион получит больше денег. Чем больше денег, тем больше и шанс, что не все украдут. Что на больницы и дороги хоть что-нибудь останется. Не будете любить президента — что ж, сами виноваты. Продажная любовь — дело добровольное.
В общем, наказывать за недостаточную страсть к главному в России человеку планируют не губернаторов, а население. Что, конечно, не удивляет. Но сам подход, сама логика выглядит как-то обидно, что ли.
Кстати, методики вычисления любви и прочих прелестей пока нет. Администрация президента должна разработать ее к 1 июня. Но — и тут не сложно быть пророком, тут легко угадать, — уже сейчас понятно, в каких регионах главы окажутся самыми эффективными, и кому достанется больше денег. Были ведь выборы, и отлично известно, где за президента — почти сто процентов жителей, а где — слишком уж много обнаружилось сомневающихся.
Ну, сами виноваты, как уже отмечено выше.