О форуме муниципальных депутатов, организованном «Объединенными демократами» в гостинице «Измайлово», уже говорят как о ключевом событии в истории российской оппозиции и даже сравнивают его с разгоном Учредительного собрания. Действительно, мероприятие, которое должно было пройти не слишком заметно и заинтересовать разве что его участников, силами полиции превратилось в событие дня, если не текущего года. Выборного года, в течение которого должны быть избраны и новые местные советы, и новый состав Государственной думы.
Гостиница «Измайлово» видела разное: от попытки автобусного выдвижения Эдуарда Лимонова в кандидаты на президентских выборах до «заминированной» конференции Алексея Навального. Но так, чтобы полицейские задержали сразу весь зал участников, среди которых были муниципальные депутаты из 56 регионов страны, депутаты Мосгордумы и Заксобрания Санкт-Петербурга, модераторы локальных чатов — такого еще не бывало. Это, впрочем, больше говорит о подлинном отношении центральной власти к местным народным избранникам. То есть к тем, кому эта самая власть словами Путина и Володина посоветовала начать с малого. И сперва подготовиться к ответу на вопрос: «А что ты сделал?», — а только потом претендовать на место Думе.
Вместо этого всем нашлись места в автозаках. Но меня, честно говоря, удивили мысли некоторых моих коллег, которые написали, что произошедшее стало вехой, и именно теперь можно уверенно говорить об окончательном разгроме оппозиции в России. Вот об этом я хочу сказать чуть подробнее.
К сожалению, помимо кинематографичной картинки, в субботу в «Измайлово» не произошло ничего нового и неожиданного. Среди участников форума был и я. Я модерировал первую панель-открытие, на которой Илья Яшин успел очень убедительно рассказать собравшимся в зале, что надо относиться с оптимизмом к работе «на земле», а Евгений Ройзман успел рассказать, как выстраивать отношения с чиновниками после победы на выборах. Мы, участники форума, казалось, ждали, что его вот-вот прикроют. Конечно, появление подполковника полиции в черной глянцевой тужурке было даже слишком театральным, но, пожалуй, не неожиданным.
Интересно, что, как мне кажется, что организаторы полицейской операции, кто бы они ни были, — люди, представляющие действующую в стране силу, — любой ценой стараются обеспечить себе сохранение статуса-кво через действующие легитимные процедуры.
Эту мысль стоит пояснить.
Люди, которые приехали на форум муниципальных депутатов, умеют заниматься политикой в рамках действующих правил. Они знают, как проводить избирательную кампанию, собирать подписи на своей территории и добиваться результата даже в существующей, крайне неприятной для участников политической борьбы ситуации, урегулированной множеством законов и драконовских правил. Это люди, которые могут серьезно пошатнуть положение действующей власти, представленной в Думе партией «Единая Россия» и ставшими ее спойлерами остальными парламентскими партиями. От уголовных дел в отношении Алексея Навального и его сторонников, которые могут организовать «Умное голосование» до винтилова на форуме «Объединенных демократов» в «Измайлово» — путинское поколение власть имущих занимается своей «предвыборной кампанией». В каждом принятом (или пока только написанном) в последнее время законе, — как бы он ни назывался и чему бы ни был посвящен, регулированию интернета, «нечаянной коррупции» или просвещению, — нашлось место для выборов. Например, в законе о просвещении появилось ограничение на высказывание мнения о кандидатах в депутаты в личных блогах.
Совершенно очевидно, что удерживать власть эти люди в целом готовы любой ценой. Точнее так: у нас нет никаких оснований сомневаться, что они не отдадут власть ни при каких обстоятельствах. И точно не тем, кто пытается ее получить без их согласия, пусть даже эти люди и попытаются соблюсти все хитро выписанные иезуитские законы. И зная про себя это, власть пытается любой ценой сохранить видимость победы по процедуре, на выборах.
Зачем? Ответ, мне кажется, тут может быть только один: чтобы не делать этого силой, к применению которой все подспудно тоже уже давно готовы.
То, что мы увидели на форуме муниципальных депутатов, — точно не окончательный разгон оппозиции, в легальном поле оппозицию разогнали давно. Другое дело, что заставить людей перестать верить своим глазам не получается, уровень доходов и стоимость жизни слишком громко заявляют о себе.
Разгоном форума муниципальных депутатов действующая власть буквально вопиет: «Не заставляйте нас переходить черту! Не заставляйте нас стрелять, калечить, убивать многих. Мы все равно не уйдем, не надо по-плохому, отойдите».
Если продолжать искать сравнения с историческими событиями в России, можно сказать, что эта сила готова повторить Новочеркасск. Но, кажется, не уверена в том, что хочет повторения событий в Вильнюсе или Сумгаите, и что сможет такое пережить. Экономическое кровопролитие, если что, как-нибудь объяснят, а этническое или политическое может их погубить. В ситуации, когда назад сдавать нельзя, такой вариант перестает быть невероятным, поэтому побеждать надо пусть и нагло, и очевидно нечестно, но все-таки в рамках чего-то, что потом можно назвать выборами. Мы вас сломаем, но лучше все-таки согнем. Наверное, именно так где-то в разных кабинетах представляют себе борьбу за предотвращение гражданского противостояния. А именно — как борьбу за возможность проведения безальтернативных, будто бы легитимных выборов, за попытку заставить всех сделать вид, что все же все понимают. А тех, кто этому мешает, заранее засунуть в автозак.
Если говорить совсем просто — они это называют национальными интересами — национальный интерес звучит как «не дайте нам вас убить». И, конечно, произошедшее — это не окончательная победа над оппозицией. Это попытка победить время. Почему именно время? Приведу один знаковый, на мой взгляд, диалог из социальных сетей под постом о задержании всех участников форума муниципальных депутатов в Москве. Пост открыт, но я делаю это без спроса, поэтому без имен:
— Но несчастная автократия продержится еще лет 5–10, за это время все ее пожилые функционеры умрут естественной смертью, а всё, что делается, — делается только ради того, чтобы им продержаться еще лет 5–10… ура-ура…
— Чего ура-то. Мы эти пять лет могли бы с куда большей пользой провести, чем полуживого забавлять, печально подносить лекарство и думать про себя: «Когда же черт возьмет тебя?»
Сейчас, когда я пишу эту колонку, я готовлюсь к интервью, которое должно выйти в рамках проекта «Такая работа» на Youtube-канале «МБХ медиа» — с автором и ведущей канала «Пушка» Ксюшей Хоффман. Весь проект посвящен молодым звездам социальных сетей — Youtube, тиктока, инстаграма. Я пересмотрел почти все ее выпуски. В них, в разных ракурсах и под разными углами, участвуют молодые люди, состоявшиеся в 17 лет. У них есть самостоятельность, слава и иногда деньги. И все, чего они добились, вообще не связано с политикой и никак не зависит от нынешнего поколения руководителей России.
Единственное, что власти могут, — это помешать им работать, если сломают интернет. Борьба за национальные интересы в ее нынешнем изводе вообще происходит в параллельной им вселенной. Рано или поздно, но именно это поколение людей достигнет возраста, когда ему придет время отдавать управление страной. Очень рекомендую посмотреть и мое интервью, и их ролики, потому что когда они придут к власти, ни Путина, ни Патрушева, ни даже, наверное, Шойгу уже не будет, да и мы с вами увидим это не все.
Социолог Михаил Анипкин в своей колонке в издании The Insider недавно написал, что прямо сейчас происходит холодная война между поколением Путина и поколением перестройки. Вторые проиграли, и свое поколенческое предназначение выполнить не успеют.
Поколение Путина передаст власть поколению своих детей, нынешние молодые блогеры столкнутся с ним напрямую так же, как это сделали мы, и, судя по всему, смогут их заменить, то есть прервут повторяющийся сценарий, когда одно политическое поколение не может прийти на смену поколению предыдущему и выполнить свое предназначение. Как говорится, наши дети будут лучше нас, если мы не убьем друг друга. Надо только подождать. Подождать и потерять время.