Завтра 12 мая. Странный день. Потому что, с одной стороны, у вас станет больше свободы, с другой стороны, свободу в нашей стране просто так не дают. Только если вы отбыли свой срок. От тюрьмы зарекаться в России не принято. От сумы тоже. Нынешняя пандемия дала нам возможность побыть под домашним арестом, и в облегченной версии почувствовать себя пораженными в правах. Ведь и на улице за нами следят, контролируют, обременяют условиями и параграфами. И все там организовано так, что, даже ничего не нарушая, ты можешь оказаться виноватым. В том, что кто-то случайно внес тебя в список больных, хотя ты не болен, или аннулировал твой пропуск, хотя причин для этого нет.
А уж как кошельки похудели у подавляющего большинства! И вот с 12 мая, в Москве, да и по всей стране, так или иначе, начнется фактическое ослабление карантина. В тот момент, когда Россия каждый день бьет рекорды по новым случаям ковида, когда до казавшихся средоточием всех кошмаров Италии и Испании – рукой подать. И уже не скажешь, что «я не знаю никого, кто бы болел — среди моих знакомых таких нет». Есть уже и знакомые, и близкие.
Но страх перед странной болезнью уступает страху перед нищетой. Которая коснется гораздо большего числа людей, даже если заболеют еще миллионы. Возможно, карантин ослабляют по этой причине. Очевидно, что пар под крышкой начинает собираться, а водичка закипать. Да и чисто визуально заметно, что в той же Москве день ото дня народ позволяет себе всё больше вольностей. Партизанские прогулки, променады – явно не до аптеки и магазина, сходки во дворе. Очевидно, что статистика заболеваемости будет расти еще не одну неделю, а мы уже сейчас окончательно начинаем обалдевать.
К тому же государству мы тоже успели надоесть своим нытьем и просьбами.
Оно наплевало на мелкий бизнес. Путин назвал предпринимателей торгашами и так определил свое отношение к этому неприятному для него отряду сограждан, численностью «всего-то» в несколько десятков миллионов человек, если считать не только «торгашей», но и их семьи.
Государство наше – формально капиталистическое. Но по образу мысли, по своей риторике, по той пародии на СССР, которую оно пытается сконструировать, оно, конечно, совковое. Ему понятно, когда человек работает не на себя, а на страну. На заводе, на фабрике, в госкорпорации, которая фактически заменяет старые, советские министерства. Такие люди – свои. Они приносят государству пользу, несут рубли в казну. И голоса свои несут на выборах. И на митинги идут как по команде. Эти люди – топливо власти. Вот пускай и работают! Нечего уже дома сидеть за гарантированные деньги. Должно быть наоборот: работаете и помогаете стране!
Поэтому начнут работу промышленные предприятия и стройки, где сгрудятся тысячи людей, и не откроются до последнего парикмахерские, кафе и фитнес, где обеспечить социальную дистанцию вполне реально – было бы желание.
Насчет строек я, впрочем, согласен. Просто потому, что контингент строителей – приезжие или гастарбайтеры. У них нет возможности уехать домой, и нет возможности изолироваться по одному. Нет возможности заработать на жизнь и пропитание. Это прямой путь к криминалу и социальному одичанию. Но насколько именно этими соображениями продиктовано желание открыть стройки в той же Москве, где строительные проекты и благоустройство, осуществляемое руками таких же полурабов, просто изнасиловало город?
Бойцы ковидариев. Антон Орех о новых рекрутах, которых отправляют на «войну» с коронавирусом
Какие фантастические слова рождает эпоха. Ковидарий!...
Поскольку, говорит наш мэр, людей в городе станет теперь больше, то всем обязательно надо носить маски. Но маски – не георгиевские ленточки, их бесплатно раздавать не станут. При средней цене одной маски рублей в сорок, поездка до работы и обратно автоматически подорожает вдвое! Но у государства, которое вцепилось в триллионы в своей заначке, и на бесплатные маски нет денег. Что станут делать люди? Правильно – носить одну и ту же маску весь день, а потом на следующий, и на следующий – пока не порвется. Поможет это борьбе с пандемией? Едва ли. Но хотя бы убережет от штрафов.
Вот о штрафах позаботились сразу. О наказаниях нам сообщают быстро и с каким-то сладострастием. Правда, ничего не сказано о том, что собранные штрафы с тех, у кого масок и перчаток нет, пойдут на закупку средств защиты. Потому что пойдут они на иные цели. Или будут спрятаны в кубышку к тем неприкосновенным триллионам.
Хотя есть от всего этого и маленькая злорадная польза. Будет ли работать система слежки и распознавания лиц, если лиц наших под масками не видно? Даже жалко миллиарды рублей, потраченных на такую умную технологию. Впрочем, не беда. На это дело государство еще денег сыщет – на такие дела деньги у него всегда находятся.