Украина выбрала президента. Теперь у нашей пропаганды есть повод открыть свой дерьмомет по новой, и начать потешаться над глупой соседней страной, выбравшей клоуна и потом еще бог знает сколько месяцев стебаться в этом направлении.
Задача пропаганды понятна: любыми путями отвлечь соотечественников от их собственных проблем и заставить думать, что для граждан России нет сейчас ничего важнее выборов на Украине, и всего того, что будет происходить в этой стране. Но нельзя не заметить, что предвыборный процесс захватил не только домохозяек, инвалидов, безработных и пенсионеров. За выборами следили люди вполне самостоятельные, интеллектуальные, а трансляция дебатов стала хитом минувшей недели, и ажиотаж был близок к движухе вокруг старта последнего сезона «Игры престолов».
Потому что людей увлек Процесс. Который сейчас даже важнее результата. Президентом стал Зеленский, им мог остаться Порошенко, а могла быть Тимошенко или кто-то еще. Но это было возможно! Это было мероприятие с неопределённым исходом почти до последнего момента.
Кто пройдет во второй тур – это был серьезный вопрос. А вот вопроса о том, будет ли этот второй тур вообще – не было! Как нет его давным-давно и в России. Потому что в России с выборами что президента, что парламента, что главы практически любого крупного субъекта нет никаких вопросов и сомнений! В России было три президента, но фактически интрига на выборах была всего однажды – в 1996 году, когда и второй тур состоялся. А потом президентские полномочия передавались то по завещанию, то по доверенности.
Результат известен заранее, процесс отсутствует! А настоящих дебатов просто никогда не было, и мы не знаем, что это такое! Люди потому и прилипли к экранам, что смотрели вроде бы на такую же страну, как наша, видели на сцене двух кандидатов, для которых русский язык даже роднее украинского и понимали, что видят что-то абсолютно для нас недоступное.
В истории Украины были Кравчук, Кучма, Ющенко, Янукович, Порошенко, Зеленский и я почти уверен, что будут еще и еще всё новые и новые люди на главной должности в стране. Закрепить эту неизменность, эту привычку, ввести ее в безусловную традицию — важнейшая задача для Украины. Чтобы смена президента через выборы, а не через ритуальный зал или больничную палату – была уже нормой.
Да – и через Майдан президенты менялись тоже. Но Майдан был лишь реакцией общества на попытку обмана со стороны власти, которая опрометчиво наплевала на выбор людей – точнее пыталась наплевать. Но возможность выбирать у украинцев все равно была и возможность проголосовать против действующего президента была тоже!
Сменяемость власти – признак демократического общества. Проигрыш действующего лидера на избирательных участках – атрибут здорового общества. И украинское общество – при всех колоссальных проблемах страны! – всё равно показывает себя более здоровым, неравнодушным, чем наше. Поэтому мы следим там и за выборами, и за дебатами, и за подсчетом голосов и даже предвыборные программы кандидатов на Украине знаем – и знаем лучше, чем программы кандидатов в России, потому что у нас все эти программы уже абсолютная макулатура!
Наша жизнь уже расписана. Двадцать лет у нас правит один человек, у него еще пять лет полномочий и главная интрига состоит не в том, как пройдут выборы в 2024 году и кто будет соперником Путина, а каким образом Путин сохранит свой пост и свое правление.
Снова устроят временную рокировочку и вернут Медведева? А срок президентских полномочий опять урежут, чтобы Дмитрий Анатольевич сильно там в Кремле не засиживался? Или увеличат количество сроков? Или сделают Путина пожизненным президентом? Или как в Казахстане нарекут его Елбасы и переименуют в его честь какой-нибудь город – например, Владимир? Впрочем, казахский вариант – это только если наш Елбасы расхворается, а это вряд ли, мужчина он крепкий.
Но реально мы обсуждаем на годы вперед сценарий, при котором нас всеми силами будут стараться избавить от реальных выборов и настоящей смены власти и каких-то перемен. И нам уже сейчас говорят с экрана, ухмыляясь от картинки стадиона в Киеве: вы хотите такого же балагана?
Они действительно думают, что свободные выборы и сменяемость власти – это балаган. А настоящее счастье – это десятилетиями жить, ничего не меняя, чтобы потом по смерти проследовать на кладбище, где уже точно не изменится ничего.