В условиях высокой заболеваемости темпы вакцинации в России остаются крайне низкими. Однако вместо того, чтобы обсудить реальные проблемы с производством нужных объемов вакцины, доставки ее в регионы и проведением кампании информирования, госпропаганда решила обвинить во всем «либералов».
Первопроходцем был главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов. Стоило ему рассказать в соцсетях, что он сделал прививку «Спутником», реакция всевозможных интернет-помоек не заставила себя ждать. Но по-настоящему врата в ад открыл мой друг и соведущий утреннего эфира на «Эхе» Саша Плющев. Он получил не только атаку ботов, но и звание постоянного героя программы Ольги Скабеевой и Евгения Попова.
В концепции пропагандистов поступок Плющева и Смирнова выглядит так: проклятые либералы всю дорогу поливали грязью разработчиков вакцины, саму вакцину и вообще власть, а сами побежали на прививку, буквально расталкивая локтями учителей и врачей, которые так нуждаются в вакцинации прямо сейчас. К сожалению, точных цитат «поливания грязью» найти не удалось, поэтому пропагандисты вытащили из рукава козырь. Плющеву предъявили претензии за то что он вместе со мной в утреннем эфире «Эха» зачитывал творческое задание — забавные стихи, которые сочиняют наши слушатели на заданную тему. Выглядела эта претензия не просто нелепо, а откровенно глупо, но ничего другого ни Плющеву, ни Смирнову предъявить не смогли.
Но тут прививку сделала я.
Аргументы хейтеров пополнились двумя скриншотами. На одном я иронично комментирую новость о том, что эффективность вакцины дооценили, на другом — довольно резко комментирую новость начала августа о том, что Путин объявил о регистрации вакцины. Претензии все те же: «проклятые либералы» писали, что от вакцины все умрут, а сами первыми побежали прививаться. Противоположный лагерь также горячо критиковал рассказы о прививке, но уже с других позиций: уколол «Спутник» — поддержал Путина.
К сожалению, это лишь очередное отражение поляризации в обществе. Люди живут в черно-белом мире, где не может быть сомнения, вопросов, раздумий. Все должно быть просто, четко и навечно. Но давайте все же попытаемся разобраться. Есть ли вопросы к вакцине «Спутник V»? Есть! Их озвучивали много раз и эксперты, и журналисты. Нужно ли делать прививку? Нужно! Цифры вновь заболевших не оставляют иного ответа. Какие варианты есть у людей из групп риска? Особо никаких.
«Спутник V» и его альтернатива. Россиянам дадут право выбирать вакцину от ковида самостоятельно
Вице-премьер Татьяна Голикова заявила о том, что...
Да, прошло слишком мало времени, да, у нас нет прямых свидетельств того, что «Спутник» плохой или хороший. В условиях цейтнота вакцины создавали все: и Pfizer, и Moderna, и «Вектор». Но в случае со «Спутником» у нас есть фактор политического вмешательства. Тот самый скриншот от августа этого года — это уже фиксация того давления, которое Владимир Путин оказывал на разработчиков. Главе государства было крайне важно, чтобы Россия стала первой в мире страной, которая зарегистрирует вакцину. Качество его явно не волновало. И дальше давление со стороны властей никуда не делось. Вы же видели лицо Татьяны Голиковой, когда президент внезапно распорядился начать вакцинацию «вот прямо завтра»? Любой нормальный человек понимает, что это невозможно. От этого вечного вмешательства со стороны власти и формируется недоверие.
Есть серьезные вопросы, на которые необходимо требовать ответы. Каковы производственные мощности в России? Действительно ли есть нехватка второго компонента «Спутника»? Как и когда вакцина попадает в регионы? Что произошло с третьей фазой испытаний? Идут ли исследования эффективности и безопасности вакцины для определенных групп людей (со сложными диагнозами, после пересадки органов или с инвалидностью)? Почему, в конце концов, прививку не делает президент?
Вот о чем надо говорить, а не о том, как «проклятые либералы» истратили всю вакцину на себя. Но пропаганде эти вопросы ни к чему, да и некоторые из них откровенно не в пользу власти. Что же касается критиков режима, то и им эти вопросы неинтересны, так как мешают обличать тех, кто сделал прививку. Коронавирус, между тем, никуда не делся, истинные масштабы заболеваемости оценить сложно, и рассчитывать приходится только на себя и собственную способность оценить риск заражения.
Армия как тюрьма строгого режима
История Артема Ионова, которого несмотря на болезнь,...
Например, вид деятельности и ситуация в семье. Я регулярно хожу на работу, работаю с микрофоном, в который говорят десятки людей, и хотя мой работодатель делает все для того, чтобы в редакции было безопасно, риски остаются. У меня пожилые родители, и об их здоровье я тоже беспокоюсь. Последнее, чего бы мне хотелось — заразить их. Да, у меня сохраняются сомнения относительно эффективности и возможных долгосрочных последствий от «Спутника», но иного выбора просто не вижу — сейчас мне доступна лишь эта вакцина. Эксперты, с которыми мне удалось поговорить за прошедшие несколько месяцев, тоже не высказывались категорически против, и, признаюсь, большую роль в принятии решения стал опыт знакомых и друзей, которые сделали прививку. Пример, дурной ли, хороший ли, заразителен. Так что я свои риски оценила и приняла соответствующее решение.