in

Автобусы берут курс на Минск. Белорусские власти готовят свою «Поклонную гору» – огромный провластный митинг бюджетников

Военные отставники на провластном митинге в Минске 19 октября 2020 года. Фото: Елена Боровская / «МБХ медиа»

К этому давно шло: правительство Лукашенко, возможно, все же решило попробовать организовать огромный провластный митинг. Митинг, который был бы сопоставим по численности с многотысячными акциями протеста, продолжающимися каждое воскресенье уже два месяца. Чтобы против бело-красного людского моря – красно-зеленое людское море.

Валом идут новости (одна, вторая, третья) о том, что по всей Беларуси в «трудовых коллективах» людей в обязательном порядке заставляют готовиться к поездке в Минск на ближайшее воскресенье. Готовятся и автобусы, и вагоны, и целые поезда. Вероятно, идет тотальная мобилизация всего зависимого от государства населения, работников госпредприятий – от детских садиков до промышленных гигантов.

Абсурд в том, что по состоянию на среду нет никаких официальных анонсов этой акции. Ни времени сбора, ни места, куда можно прийти: мол, «вставайте все, настоящие патриоты, за Беларусь!». Ничего такого. Десятки тысяч граждан под красно-зелеными флагами должны просто материализоваться. Потом Александр Григорьевич скажет, что народ «сам поднялся защитить страну».

Кстати, именно так, но в меньшем масштабе действовали власти в минувший понедельник – когда в ответ на «красно-белый» марш пенсионеров на автобусах в Минск привезли отставных силовиков – краснолицых шестидесятилетних мужчин в фуражках. Тоже никаких анонсов (размещаемых хотя бы просто ради приличия). Раз! – и возникает митинг на Площади Независимости. 

Судя по всему, понедельничный опыт признан Александром Григорьевичем успешным. Наталья Эйсмонт, наверное, показала ему специально отобранные видеозаписи, на которых кажется, что красно-зеленых отставников больше, чем «красно-белых» бабушек – и Александр Григорьевич доволен.

Нужно понимать психологию, картину мира людей типа Лукашенко и Путина. Они не понимают, что свозят на свои «Поклонные горы» подневольных. Они думают, что это реальный рвущийся в бой «актив», которому просто нужно чуть-чуть помочь с транспортной логистикой. Они не знают ни про составление списков, ни про угрозы начальства в случае неявки. Нет. «Приехал актив, подлинный народ». Отсюда потом слезы в глазах на трибуне – и выписывание самому себе карт-бланша на репрессии в отношении недовольных «отщепенцев».

Я действительно ожидал чего-то подобного, минской массовой «Поклонной горы». Хорошо помню тот августовский день, когда впервые в Минске прошли одновременно и провластная, и протестная акции. На провластной акции возле Кабмина было несколько тысяч человек – и идеологизированное ядро подлинных фанатов Лукашенко, и ленивое большинство привезенных из регионов бюджетников. Президент выступал перед ними – и выступал энергично, сверкая фирменной лукашенковской харизмой. Видно было, что он всерьез воодушевлен «массовостью поддержки».

А потом возле Стелы собралась под бело-красно-белыми флагами невероятная, неслыханная в истории Беларуси толпа. Сколько там было людей – невозможно сосчитать, но точно больше, чем сто тысяч. Они пошли в центр, затопив собою, своим необъятным количеством широченные минские проспекты.

И стало понятно в тот день: лучше бы Лукашенко вообще не проводил свой лоялистский митинг – настолько огромна разница между этими акциями.

Участники протестного и провластного шествий в Минске 19 октября 2020 года. Фото: Елена Боровская / «МБХ медиа»

С тех пор провластные акции проводились неоднократно – и в Минске, и в регионах. Ни одну из них нельзя было назвать по-настоящему успешной. Перевести противостояние из режима «власть – общество» в режим «одна часть общества против другой» так и не удавалось до сегодняшних дней. Уже возникли даже сомнения: а будет ли Лукашенко вообще пытаться дальше следовать этой тактике?

Создание иллюзии массовой активной поддержки правящего режима – излюбленный ход московских политтехнологов-мошенников. В Беларуси, в отличие от России, популярность президента действительно крайне низка, и тут создавать лоялистскую «Поклонную гору» – это очень большой труд, надо сильно постараться. 

Но, видимо решили все же постараться.

Провластная акция намечена, как видим, на тот же день, что и традиционная акция протеста – на воскресенье. Этот день 25 октября особенно важен для Беларуси. Последний крупный выход протестующих на улицы перед истечением срока «ультиматума Светланы Тихановской». Он истечет в понедельник, и тогда начнется общенациональная забастовка, к которой призывает Тихановская. А может и не начнется – предыдущие попытки организовать забастовки провалились.

И власти, и лидеры протеста нервничают.

Лидеры протеста понимают, что некоторый спад численности красно-белых акций все же есть. В последней воскресной акции «Партизанский марш» участвовало около 50 тысяч человек – что в разы меньше, чем количество протестующих в августе-сентябре. Нет, белорусы вовсе не отказались от своей позиции, и по-прежнему не желают продолжения правления Лукашенко. Но есть и усталость, есть и страх перед неутихающей жестокостью силовиков. Сейчас трудно сказать, насколько воодушевит белорусов «ультиматум Тихановской».

Нервничает и власть. Все-таки протесты, несколько снизившись количественно, не прекращаются третий месяц, и все еще очень многолюдны. Нарастает международная изоляция режима, нарастает зависимость от Кремля, дела в экономике не хороши.

В сложившейся ситуации Лукашенко не может рассчитывать только лишь на верность и брутальность силовиков. Он вынужден следовать поступающим из Москвы методичкам. Инструкции Москвы сводятся к простому: 

 —  Создавать видимость «готовности к диалогу», «политического процесса». Но говорить не с обществом (презрительно называемым «улицей»), а создавать пул «мурзилок», «системную оппозицию». Работать над расширением этого пула «мурзилок», действуя с помощью угроз и обещаний;

 —  Всех не согласных стать «мурзилками» объявить «экстремистами» и наращивать в их отношении репрессии;

 —  Забивать информационное пространство пустым шумом – разговорами про новую Конституцию и про нежелание избираться на следующий срок. Попытаться убрать таким образом из повестки самое страшное требование протеста – требование новых и честных выборов;

 —  Продолжать работу по созданию иллюзии активной общественной поддержки режима. Вывести, наконец, сто тысяч людей под госфлагами, и сказать, что «они и есть Беларусь»;

Лукашенко сейчас обещает, что в воскресенье в Минске «будет наведен порядок». Как наведение порядка сочетается с организацией многолюдной контр-акции на улицах города – это, пока, к сожалению, не понятно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.