На Шиесе сейчас чуть больше 60 волонтеров. Люди следят за территорией, готовят еду, дежурят на охранных постах — они не оставляют свою борьбу, несмотря на многократные попытки разогнать их. Защищают Шиес не только те, кто тут родился — есть среди активистов и люди, к которым проблема мусорного полигона не имеет, казалось бы, никакого отношения. О том, что держит их тут и почему они не сдаются — в третьей части дневника корреспондента Юлии Шалгалиевой. Предыдущие части читайте здесь и здесь.
Прошлым вечером волонтеры Шиеса слушали музыку до полуночи. Урдомская группа «Ностальгия» исполняла хиты русского рока, популярной русской музыки и шансона. На эти звуки в лагерь оппозиции пришли двое сотрудников ЧОПа.
Они скромно переминались с ноги на ногу, по-видимому, планируя остаться незамеченными. Но среди ярких курток, красных значков и салатовых жилетов отчетливо выделялись два чёрных пятна. Один из волонтеров предложил охраннику надеть жилет с наклейкой «Поморье не помойка». Но ЧОПовцы отказались и ретировались.
«Люди жили не тужили, в Бога верили. Кто-то даже за Путина голосовал. А в ответ получили кучу мусора на голову. Полигон строят без референдума, с людьми ничего не согласовали, а у нас якобы демократия. Музыка поможет нам привлечь сюда как можно больше людей, ведь когда есть народ, охрана и полиция ведут себя мирно», — считает бас-гитарист группы «Ностальгия» Егор Емельянов.
Жители ближайших посёлков, сидя у костра, обсуждают острую тему последнего времени — поджоги в Урдоме. Неизвестные подожгли дом Сергея Литвинова и отдел полиции. Если последний практически не пострадал, то дом выгорел изнутри. Литвинов — соучредитель Фонда развития Ленского района, поддерживает строительство свалки на Шиесе и даже был организатором псевдоинформационного центра в Яренске, а также встречи с населением, на которую свезли специально подобранных людей.
Его родители дежурят на посту «Шлагбаум», рискуя здоровьем, отстаивают родной край. Говорят, что только так могут искупить поступок сына перед северянами.
Урдомчанка Людмила Марьина уверена, что поджог может быть провокацией: «Мы написали заявление в Урдомскую прокуратуру с просьбой тщательно провести расследование. Активисты Шиеса и наши сторонники никогда бы не стали делать подобные вещи, наш протест мирный, мы боремся со строительством свалки законными способами, на нашей стороне правда. Я не исключаю, что это может быть провокацией — дом подожгли с целью обвинить в произошедшем именно волонтеров».
Несколько Архангельских СМИ упоминают экоактивиста Дмитрия Секушина как возможного виновника поджога. «Ходят слухи, что я оказался в списке возможных поджигателей дома Литвинова в Урдоме. Я физически не мог этого сделать, потому что сейчас я нахожусь на Шиесе, поддерживаю протестующих. Этому есть свидетели. У меня совершенно нет мотивов, я выступаю за ненасильственный протест и личной неприязни к Сергею не имею. Я считаю, что эти слухи могут означать лишь то, что мне и другим активистам, возможно, грозит сфабрикованное уголовное дело», — говорит сам Секушин.
Жители рассказывают, что между людьми в посёлках идёт настоящая гражданская война, важнейший вопрос которой: кто на чьей стороне. Есть расколовшиеся семьи, в которых между собой не общаются родные. А все потому, что один брат стоит на вахте и преграждает путь бензовозам, а второй — охраняет «Технопарк». Есть пара на грани развода – муж-полицейский не ходит на митинги и не поддерживает протесты на Шиесе, а жена бывает на станции, дежурит и кашеварит. Настоящее военное положение.
Дороги на Шиес перекрыты полицией, но люди прибывают не только на поездах. Учитель истории из Сыктывкара Владимир Гончаров приехал сегодня на велосипеде. Он делает это уже в третий раз.
«У меня дети перешли в шестой класс. Они очень переживают за родной край, сегодня идут на митинг в Сыктывкаре с родителями. В нашей школе и учителя, и директор за то, чтобы обсуждать ситуацию, объяснять, что такое на самом деле «ЭкоТехноПарк», — рассказывает Владимир.
По его словам, история в России уже повторяется. «Есть такая книга у Ленина “Предреволюционная ситуация». Эзоповым языком вам намекаю, что нас скоро всех ждет», — говорит он.
Встречаю еще одного эковолонтера Шиеса — Евгения Козлова. Оказывается, Евгений приехал из Петербурга и находится здесь уже больше месяца. О ситуации на Шиесе он узнал в нашей группе в «ВКонтакте» «Северо-Запад МБХ Медиа». Особенно тяжело ему было, когда в Поморье начались массовые столкновения, охранники швыряли женщин в грязь с вертолетной площадки. Он уволился с работы, взял накопленные средства, палатку, спальник и отправился на Шиес автостопом.
«Я ехал дня три на 12 машинах. У меня была картонная табличка «Еду на Шиес». Многие в Петербурге и Ленобласти не знают ничего об этом, я рассказывал всем. Но меня не все понимали — удивлялись, зачем мне это, если нет родных на Севере. А мне важно поддержать смелых людей, слов нет описать их. Я уеду только когда мы победим», — говорит Евгений.
Женя разбирал забор вместе с Древархом. Им очень заинтересовалась полиция, его искали по всему лагерю, и Евгений на несколько дней уехал в Котлас, ждал, пока все уляжется.
Мы отправляемся в логово к ЧОПовцам — посмотреть, не приехало ли усиление. Источники сообщают, что дополнительные силы ОМОНа прибудут перед концертом Игоря Талькова-младшего. На входе за мной увязываются молодые парни. Один из них в балаклаве. Предлагаю им представиться, раз сопровождают меня повсюду. В частном разговоре охранник с открытым лицом представился Максимом и рассказал, что он здесь новенький, сибиряк, а его напарник уже три недели здесь. На вопрос, что он охраняет, ответил, что вроде бы свалку, но ему безразлично. Он на один раз прибыл «заработать бабла и уехать».
Его начальник заметил, что ЧОПовец разговорился и вызвал его в помещение — возможно, заработать денег у Максима не получится.
В 12 дня на территорию лагеря волонтеров пришли двадцать омоновцев — якобы проверить, готовятся ли провокации. С ними была и собака, которая обнюхала бутылки с местной болотной водой. Они сфотографировали волонтеров и удалилась.
В 14 часов на поезде прибыли женщины из Урдомы. Они называют себя «Клуб благости». Женщины привезли святую воду из храма Матроны Московской и святую землю. Они отправились к поклонному кресту, установленному волонтерами в лесу, чтобы помолиться за сохранение Шиеса.
«Мы запускаем женскую энергию, чтобы спровоцировать мужчин на подвиги и дать им сил. Здесь сегодня 30 неравнодушных урдомчанок и у каждой своя молитва за Шиес, настоящая, искренняя», — говорят женщины.
Путь к кресту лежит через территорию, огороженную «Технопарком». На дороге поперек входа стоит спецтехника. Женщины отважно полезли под самосвал.
Приключения на этом не закончились. Оказалось, что охрана поставила забор на проходе к поклонному кресту. Женщин это не остановило, они направились к забору и начали пролезать под ним, подрывая яму подручными средствами. Это шокировало ЧОПовцев, которые столпились на краю канализационного рва и молча наблюдали за происходящим. Женщины полезли под забором и обнаружили третье препятствие — ручей. Они перетащили через него срубленную кем-то ранее ель и добрались до креста. Там они все вместе помолились за сохранение северной земли.
Выходные на Шиесе прошли мирно — люди готовят ужин, дежурят на постах, ухаживают за территорией, убирая срубленные ветки, собирают дрова. Женщины на кухне пекут торт — на Шиесе два именинника. По этому случаю вечером планируются танцы под гармонь. Глядя на искренне веселящихся людей, не представляешь, что каждый из них хоть раз бывал избит охраной, задержан, брошен в канаву и оскорблен охраной «Технопарка».