На очередной митинг против завода «Титан-полимер» 19 мая вышли жители Пскова. О том, что рядом с городом появится крупный промышленный комплекс по производству полиэстера и переработке полимеров, администрация региона объявила в августе 2018 года. Чиновники называли «Титан-Полимер» якорным предприятием и обещали псковичам до 2000 новых рабочих мест. Позже их число сократилось до 500. Начавшиеся в феврале акции протеста против «Титана» собрали рекордное для Пскова количество участников, а соседняя Эстония официально запросила данные о химическом производстве.
«Бюджетные деньги закопали в землю»
«Мы заинтересованы в том, чтобы ваша деятельность осуществлялась в наиболее комфортных условиях. Если есть трудности — обращайтесь. Готов оперативно подключаться», — сказал губернатор Псковской области Михаил Ведерников председателю Совета директоров ГК «Титан» Михаилу Сутягинскому 21 августа 2018 года. В тот день экспертный совет Особой экономической зоны «Моглино» одобрил бизнес-план «Титан-Полимера» и рекомендовал сделать его резидентом. В компании пообещали сначала запустить первую линию по производству биаксиально-ориентированных пленок. Потом войдет в строй вторая линия, и уже после этого начнется производство ПЭТ-гранул.
К резидентам ОЭЗ власти региона относятся особенно щепетильно: с момента запуска «Моглино» в 2012 году там зарегистрировано одиннадцать предприятий. Из них работают два завода: финское предприятие по производству лакокрасочной продукции «Нор-Маали» и российское – «Сибирский гостинец», выпускающее сублимированные ягоды и фрукты. При этом только на создание инфраструктуры в «Моглино» выделено 2,8 млрд рублей из федерального бюджета и 468 млн руб. из бюджета Псковской области.
«Это удивительное место. В него вложено бюджетных денег, наших с вами налогов, больше трех миллиардов рублей. Из них около полумиллиарда – это деньги нашего нищего областного бюджета. Все они было вложены на строительство так называемой подземной инфраструктуры – их в чистом виде закопали в землю. По каждому из торгов при создании ОЭЗ «Моглино» можно открывать уголовное дело. ФАС подтвердило, что были нарушены базовые принципы конкурсной экономики», – говорит депутат регионального парламента Лев Шлосберг.
Псковичи к потенциальным резидентам «Моглино» и так особо трепетных чувств не питали, а после критических постов общественников о «Титане» в соцсетях, часть населения и вовсе сильно встревожилась. По пабликам разошелся пост эколога Игоря Батова под заголовком «Станет ли «Моглино» экологической бомбой?» Кроме экологических рисков Батов написал и о «криминальном шлейфе» семьи Сутягинских: старший брат псковского инвестора Александр Сутягинский был осужден в 2012-м году за организацию заказного убийства своего делового партнера Михаила Гаркушкина. Тут же в комментариях к посту напомнили о взрыве на заводе «Омский каучук» (входит в ГК «Титан») в 2014 году.
Еще одно препятствие для строительства химзавода в Пскове – птицефабрика «Псковская». Завод, согласно плану, будет непосредственно примыкать к ней.
«Вторая очередь строительства «Титан-Полимер» явно попадает в санитарно-защитную зону птицефабрики, на которой трудятся люди. Это предприятие платит налоги в полном объеме, от него зависят 4 тысячи человек, живущих в Псковском районе и конкретно в Тямшанской волости. Риски для функционирования птицефабрики несопоставимы с экономическим эффектом от вашего еще не построенного производства. Выбирая между химическим заводом и птицефабрикой люди, конечно, выберут птицефабрику: это любимое псковичами производство, наша гордость, в него вложено много средств», – заявляла представителю «Титан-Полимера» лидер псковских профсоюзов Ульяна Михайлова.
«Не травите детей»
Первый пикет против «Титан-Полимера» в Пскове был одиночным. 7 февраля активист штаба Навального Павел Чернов вышел с плакатом: «Титан, ты нагадил в Омске – в «Моглино» не лезь». Полиция предсказуемо обвинила его в нарушении правил публичного мероприятия.
3 марта псковичи вышли на митинг против «Титана». Он стал рекордным по посещаемости – более 700 человек самых разных политических взглядов вышли с самодельными плакатами – «Не травите детей химзаводом», «Губернатор, спаси наших детей», «Псковщина против Титана» и т.д.
Во время мероприятия общественники и представители политических партий собрали 1800 подписей против строительства химического завода вблизи Пскова.
«Экологичность производства»
Глава совета директоров ГК «Титан» Михаил Сутягинский записал видеообращение, где пообещал, что завод «будет первым по налогам» в регионе и даст более двух тысяч новых рабочих мест. Правда, на сайте компании говорится уже о пятистах рабочих местах, а налоги резиденты «Моглино» первые десять лет работы могут не платить.
На пресс-конференции Сутягинский заявил: «Завод проверят, мы не заинтересованы, чтобы его не запустили из-за проблем с экологичностью. Это бред. Больных после операции зашивают нитками из полиэстера, так что говорить об экологичности этого производства, в принципе, не приходится».
На втором митинге против «Титана» 23 марта собралось около 700 человек. Активист псковского «Яблока» Николай Кузьмин со сцены обвинил в проблеме «зажравшуюся, заворовавшуюся власть» и «губернатора с криминальным шлейфом» и поплатился протоколом. Не смогли выступить за чистый воздух и двое молодых людей в костюмах динозавров. «Не желаем вымирать!», «Мы против!», – было написано на их плакатах. После беседы с правоохранительными органами «динозавры» были вынуждены покинуть митинг.
А выступившую на митинге омичку, которая переехала в Псков, провластные СМИ фактически обвинили во лжи. По их мнению, она как профессиональная тамада могла сыграть роль обеспокоенной женщины за деньги. Досталось и депутату от ЛДПР в Псковском районе Валерию Колтакову, поддержавшему протест.
В апреле – начале мая активисты каждые выходные проводили пикеты и собирали подписи против «Титана». Бизнесмены в ответ пригласили всех съездить в Омск и убедиться в безопасности производства. «Мне «заказная» экскурсия по нужным местам с прикормкой претит. И график «посещения» составлен так, что можно успеть только прочитать вывески и поздороваться с директором, остальное видеть не надо, – прокомментировал предложение химзавода эколог-общественник Игорь Батов.
Член регионального штаба ОНФ Сергей Елизаров после поездки в Омск сообщил: «Завод функционирует в экологическом плане очень хорошо. Во-первых, сам завод практически новый. Во-вторых, там работают высококвалифицированные и профессиональные кадры. <…> Предприятие имеет самый высокий класс опасности – первый. Несмотря на то, что на этом предприятии все должны ходить, казалось бы, чуть ли не в противогазах, все ходят без масок и в специальной форме. Увиденным доволен».
«Эстония и НАТО»
4 мая Министерство окружающей среды Эстонии заявило, что запросит у России официальную информацию о запланированном строительстве в 20 километрах от границы химического завода. В псковском консульстве Эстонии «Северо-Запад МБХ медиа» подтвердили эту информацию, но раскрывать детали запроса отказались.
«Эта та самая Эстония, которая сейчас проводит учения НАТО прямо на границе с Псковской областью. Чуть позже она затребует информацию о боеготовности псковских десантников и количестве наших пограничников <…> В литовской Клайпеде находится завод, аналогичный титановскому. У литовцев, понятно, информации не требовали – они свои, а мы – «чужие», враги и угроза безопасности этого прибалтийского карлика <…>
В ответ надо что-нибудь спросить и у эстонцев. Например, точное количество снесенных памятников советским воинам. Или полный список пенсионеров, служивших в войсках СС», – ответили на запрос в группе сторонников «Титан-Полимера» в ВКонтакте.
«Российские нормы гораздо жестче европейских и системы проверки строже. Производство не предполагает каких-либо выбросов в атмосферу, а в отношении воды предусмотрены специальные очистные сооружения», – заверил журналистов генеральный директор псковского «Титан-Полимера» Герман Петрушко.
«История с «Титан – Полимером»– это Россия в миниатюре»
К концу мая 2019 года в Пскове собрано уже 24 тысячи подписей против «Титана». Еще 13150 человек отдали голоса на платформе change.org.
«История с»Титан – Полимером» – это Россия в миниатюре, – сказал на митинге 19 мая активист Николай Кузьмин. – Потому что люди во власти занимаются не тем, чем должны. Полицейские здесь, по моему мнению, занимаются политическим терроризмом: они запугивают активистов. Все начинается сверху, с президента – оттуда все и гниет. Он кормит своих друзей-олигархов, назначает губернатора, который приезжает сюда на пять лет как гастарбайтер, мэра мы не можем сменить, стыдно и страшно смотреть на приспособленцев-единороссов!».
Кузьмин считает, что конфликт людей с «Титаном» – это проблема назначенного сверху губернатора Ведерникова, он назвал его человеком-социопатом, который не способен общаться с теми, кто думает иначе. «Титан-Полимер – это наша невозможность повлиять на ситуацию, это политика!» – убежден Кузьмин.
На митинг приехал и политик Владимир Милов. По его мнению, нефтехимические предприятия – крупнейшие загрязнители атмосферы. «По всей стране мы видим одну и ту же картину, – заявил Владимир Милов. – Это колониально-эксплуататорская система, когда узкая группа людей, захватившая власть, и приближенные к ним коммерсанты выкачивают все ресурсы, уничтожают нашу природу и смотрят на людей как на расходный материал. Это результат той политической системы, которая у нас сложилась». Он призвал псковичей и дальше протестовать «против этого варварского проекта».
В сквере искусств 19 мая было много молодежи, в том числе – подростков, которые детально знали биографию Милова, таблицу Менделеева и печальные последствия мусорной реформы в регионе. «У нас и так экология ухудшается, мусор везде, у меня друг изучает реки и водоемы – они в ужасном состоянии. Куда нам еще химзавод?» – объяснил один из них. Ребята стояли с плакатами «Химическая авантюра не пройдет» и, конечно, привлекли внимание многочисленных полицейских, которые на этот митинг пришли в штатском и рассредоточились по территории.
«Здесь ничего не происходит, я просто спрашиваю данные», – пытался уйти от внимания СМИ начальник Центра исполнения административного законодательства УМВД России по Пскову Евгений Кулешов, не желавший, чтобы его беседу с подростками снимали даже журналисты. Он остановил шестерых мальчишек, переписал все их данные, включая номера телефонов. И постоянно интересовался, знают ли родители об их присутствии на взрослом мероприятии.
Эколог-общественник Игорь Батов проблем общения с полицейскими хотел избежать и вышел на трибуны с пустым листом. «Здесь мое мнение о нашей власти, – объяснил Батов и добавил. – У нас появится «Титан-Полимер», и мы станем химрабами этой власти. За одним химзаводом придут другие. Категорически требуем референдум, потому что большинство депутатов не представляют интересы граждан».
Председатель городсовета Партии социальной защиты Виктор Широбоков считает, что в случае с «Титаном» опасаться стоит протечки этиленгликоля, который, в случае повреждения цистерн, может попасть в водоносный горизонт и незаметно раствориться в воде. «Если даже в одном месте прольется, то вода будет отравлена в любой точке Псковской области, – говорил Виктор Широбоков. – Ее нельзя будет пить, если эта авария случится, то вся Псковская область подлежит выселению». По его мнению, единственный антидот в той ситуации – это ежедневные 30 граммов спирта.
«Выживут только хронические алкоголики», – обнадежил псковичей Широбоков.