В Единый день голосования, 13 сентября, в Самарской области пройдут муниципальные выборы. Предвыборная гонка продолжается, но в Самарском регионе это будут выборы практически без независимых кандидатов. Представители оппозиции едины во мнении: с выборов их снимают для победы кандидатов от партии власти — «Единой России». В штабах кандидатов-оппозиционеров опасаются, что в Единый день голосования их наблюдателей не допустят на избирательные участки.
Уже сейчас до участия в выборах не были допущены 183 независимых и оппозиционных кандидата: 76 самовыдвиженцев, 76 членов партии «Новые Люди», 24 кандидата от партии «Яблоко», шесть от КПРФ и один от ЛДПР. Как утверждает председатель регионального избиркома Алексей Солдатов — из-за «грубых ошибок в оформлении документов». Только некоторым оппозиционерам удалось прорваться на выборы.
Коалиция
Самарский штаб Алексея Навального, «Яблоко» и Либертарианская партия выдвинулись на выборы коалицией из 12 человек. Наибольшие трудности возникли у кандидатов от «Яблока» и Либертарианской партии. Либертарианца Андрея Вострикова задерживала полиция и запугивали по телефону. Угрозы поступали по телефону со скрытого номера: неизвестный пугал, что если Востриков не прекратит политическую деятельность, то его ждут неприятности, а к нему домой придут «гости». Гости пока не пришли, но полиция Востриковым заинтересовалась — он был задержан и отпущен без составления протокола.
Другому кандидату от ЛПР Павлу Чалову, выдвигающемуся в районный совет поселка Безенчук, изначально отказали по причине «недействительности двух подписей», позже через облизбирком удалось отменить это решение. «Яблочникам» из коалиции повезло меньше — им забраковали половину необходимых для регистрации подписей.
По словам заместителя руководителя реготделения партии «Яблоко» Андрея Асташкина, придирки ТИКов при регистрации кандидатов были абсурдными. Подписи самарцев в поддержку кандидатов признавали «заполненными одним и тем же человеком», а когда у избирательных комиссий заканчивались аргументы для отказа, они ссылались на «неточности» и «грубые ошибки». Кандидатов в Самарский райсовет Самары от «Яблока» Егора Бесчастнова, Дениса Лебедева и Сергея Подсытника избирком отказался регистрировать из-за отсутствия в тексте на подписных листах слова «Самарская область». 13 августа решение о снятии кандидатов с выборов поддержал Самарский районный суд. В него с заявлениями на кандидатов-«яблочников» обратились их соперники по 5, 7 и 12 избирательным округам: кандидаты-самовыдвиженцы на выборах депутатов в районный совет Самарского района Самары Максим Маршинский, Никита Асеев и Рамис Тангатаров.
ТИК Самарского района Самары обвинил четверых кандидатов от штаба Навального в фальсификации подписей избирателей и отказал в регистрации. У Марины Евдокимовой избирком забраковал 8 из 14 необходимых подписей, у Дарьи Карташевой и Алексея Ерослаева — по 5 из 14 подписей. Позже был снят и кандидат по 7 округу Промышленного района Вадим Субботин.
По словам Евдокимовой, среди нарушений в документах на выдвижение кроме подписей значится также неподписанное заявление о согласии баллотироваться и не указанные вид и дата выдачи документа об образовании. При этом никакого согласия баллотироваться Евдокимова не подавала и не должна была подавать, в описи полученных документов это заявление не значится и как оно оказалось в комиссии — совершенно непонятно.
— В сведениях об образовании дата выдачи диплома указана и подтверждается это фотографиями всех документов, которые я делала при подаче. Вид документа и вовсе не нужно указывать согласно подстрочнику. Но заключение графолога эксперта МВД Жукова Максима Николаевича может поспорить своей циничностью с решением о нарушениях в поданных документах. «Эксперт» Жуков считает, что ФИО 8 из 14 подписей были выполнены одной рукой. Я обязательно буду обжаловать это решение потому, что знаю каждого человека в подписных листах и считаю это решение политически мотивированным, — рассказала «Волга. МБХ медиа» Евдокимова.
Коммунисты
Кандидаты от КПРФ в Самарской области фактически единственные представители оппозиции, против которых власти не предпринимают контрмер по недопущению до участия в выборах. КПРФ в Самаре закрыла 193 округа из 210. Противодействие отмечалось только во время встреч кандидатов от КПРФ в Октябрьский райсовет Самары. Во дворах, где будущие депутаты общались с народом, внезапно начиналась обрезка деревьев или благоустройство. Встречу с избирателями кандидата в депутаты от КПРФ Дмитрия Асеева пытались заглушить шумом бензопил, обрезающих деревья. В КПРФ называют это использованием административного ресурса. Якобы для того, чтобы сорвать кандидатам от компартии встречи с населением.
— Избирательная кампания в Самарской области идет четко в русле интересов «Единой России». Не помню ни одного случая, чтобы кандидата этой партии снял избирком. Сегодня отказы в регистрации получают массово независимые кандидаты и кандидаты КПРФ. Думаю, впереди попытки снять уже зарегистрированных кандидатов. По сути зарегистрированные кандидаты-самовыдвиженцы, это только технические кандидаты единороссов, которых используют для написания жалоб на соперников. В Октябрьском районе зарегистрировано 25 самовыдвиженцев, строго по одному на округ, нигде ни одного пересечения. Все их документы принесены одним днём с разрывом якобы в 2-3 минуты, затем также принесены документы на регистрацию, все напечатаны на одном компьютере с одинаковым оформлением. И зарегистрированы. Якобы ни одной ошибки в подписях, — прокомментировал «Волга. МБХ медиа» депутат Самарской губернской Думы от КПРФ Михаил Матвеев.
В городе Жигулевске на выборах депутатов городской Думы ТИК зарегистрировал всего 9 самовыдвиженцев из 46. Среди незарегистрированных самовыдвиженцев есть трое действующих депутатов. Причина снятия с выборов следующая: неправильно оформленные подписные листы. Также было отказано в регистрации пяти кандидатам от «Партии Роста». КПРФ тоже не смогла закрыть все округа, у них осталось 15 кандидатов из 20. Из-за большого количества отказов (43), получилось, что в трех округах пройдут выборы из двух кандидатов.
9 августа вечером кандидат Сергей Смертин планировал провести прогулку у здания администрации Жигулевска для сбора наказов у населения и обсуждения ситуации с недопуском независимых кандидатов на выборы.
— Узнав про мою прогулку в рамках предвыборной агитации, администрация устроила санитарную обработку площади, — перекрыла ее, нагнали полицейских, выписали мне предостережение о недопустимости проведения публичных выступлений в условиях самоизоляции.
Илья Нечаев, Сергей Конев