Среднеобразовательная школа в городском лесопарке — новый проект властей, вызвавший протест горожан. По заверениям чиновников, построить школу в густонаселенном микрорайоне Кальное невозможно из-за отсутствия свободных участков поблизости — все они распроданы под коммерческое строительство. Рязанцы настаивают: лесопарк — для прогулок и занятий спортом, а не для решения созданных самими чиновниками проблем. Обсуждение проекта продолжается с мая 2019 года, и сейчас скандал достиг точки кипения: власти задействовали все административные ресурсы, но жители города на каждом шагу уличают их во лжи.
«Лесная школа»
В мае 2019 года рязанцы узнали о предстоящих публичных слушаниях по вопросу изменения предназначения земли с зоны лесов и отдыха на зону общеобразовательных учреждений в городском лесопарке, на поле для стрельбы из лука и арбалета. Сначала не поняли и не поверили: невозможно построить школу на затопляемой в половодье территории, в лесопарке, который всем городом высаживали более 60 лет назад. Городской лесопарк расположен на окраине города, дальше него только необрабатываемые десятилетиями поля, река Ока и граница с Рязанским районом. Застройка подошла вплотную к этой зеленой зоне; жилые высотки возведены впритык друг к другу, и места для школы не осталось. Когда горожане разобрались, что проблему нехватки учебных заведений власти захотели решить именно за счет зеленой зоны, проголосовали против на июньских публичных слушаниях. Их не остановило даже напоминание представителя управления образования о том, что 3,5 тысяч детей из Кального не хватает учебных мест.
Рязанцы так аргументировали свое требование «отстать от лесопарка»: добираться до «лесной школы» будет удобно только новоселам нескольких жилых комплексов на Окском проезде, жителям расположенного через шестиполосную автодорогу микрорайона Кальное будет слишком далеко добираться и слишком страшно за своих детей. Им нужна школа именно в Кальном, в Октябрьском районе, а не в соседнем Советском. Следующие аргументы коснулись рязанской экологии: участок размерами с футбольное поле слишком мал для возведения школы, нужно будет вырубить окружающие его деревья — это недопустимо в городе с постоянно отравляемым промпредприятиями воздухом. Следующий аргумент: горожане заподозрили, что школа «на отшибе» нужна властям лишь для того, чтобы начать застраивать эту часть Рязани и дальше — окружающие лесопарк земли также находятся в частной собственности. И главное требование: «Сами навыдавали разрешений на застройку высотками всей северной окраины Рязани — сами выкупайте частные земли и решайте проблемы жителей, но не за счет городского лесопарка».
В конце прошлого года показалось, что власти отступили от своих намерений: они заявили, что начали изыскивать другие площадки. Но в феврале объявили о начале «народного» интернет-голосования «за» или «против» строительства школы в лесопарке. Оно проходит на сайте Рязанской администрации «Наш Дом.62».
«Официальный» против «народного»
С начала обсуждений строительства «лесной школы» в Рязани не возникло ни одной инициативной группы, которая добивалась бы появления общеобразовательного учреждения именно в этом месте. Родители утверждали: школа нужна, но среди жилых кварталов, а не в спорной зоне. После старта интернет-опроса количество сторонников строительства в зеленой зоне начало расти с неудержимой скоростью. Градозащитники заподозрили «накрутку» голосов и с легкостью доказали это: Александр Колобов заметил, что за 5 минут в опросе появлялось по 50-80 голосов «за», за 10 мин — 200 голосов в пользу строительства. Он также доказал, что на сайте может зарегистрироваться любой человек под вымышленным именем с «липовым» телефоном. Рязанская администрация тут же опровергла: мол, нечестное голосование исключено. Но горожане не поверили: во-первых, «накрутки» голосов в пользу идей мэрии были замечены и ранее, во-вторых, администрирует сайт директор рязанского Центра информационных технологий Кирилл Пронин. Он переехал в Рязань из Калуги вслед за губернатором Николаем Любимовым.
Другие голоса в пользу строительства также оказались «народными» лишь отчасти: часть рязанцев обязали зарегистрироваться и проголосовать «как положено» — фото указаний «слили» в сеть сами муниципальные служащие. Мэрия тут же назвала сообщение «фейком», но подневольные работники муниципальных учреждений продолжали сообщать о приказах высказаться «за». Более того, на третий день опроса некие «ходоки» пошли по квартирам ближайших к лесопарку домов с подписными листами и потребовали ставить галочки «за» строительство, не давая проголосовать иначе. Сообщений о фальсификациях голосования появилось столько, что с аккаунта «Администрация города Рязани» перестали отвечать возмущенным гражданам.
«Все Кальное — это грандиозная афера и пример того, как строят районы в современной Рязани. Парков нет, поликлиник нет, спортшкол нет, одна школа и детсад, и 20-этажные свечки», «„Заварили кашу“ и перевалили ответственности на плечи горожан? Типа, сами рязанцы проголосовали „за“ школу, а власти тут ни при чем?», «Сначала школа, потом магазинчик, а там и коттеджи пойдут для нашей элиты» — подобных комментариев сотни, они написаны реальными людьми в паблике «Новости Рязани ВКонтакте».
Там же проходит альтернативное голосование, в котором за школу в лесопарке по состоянию на 24 февраля высказалось около 700 рязанцев, против — более трех тысяч человек. Предварительные результаты официального голосования предсказуемо на тот же день оказались совсем иными: 3,5 тысяч человек «за», 3,1 тысяч — «против».
При чем тут лесопарк
По словам градозащитников и экоактивистов, они устали «отбивать» зеленые «пятачки» от застройщиков, навстречу которым идут рязанские власти. Они называют Рязань городом бесчеловечной, катастрофической застройки — здесь для возведения высоток используется любой свободный участок. При этом о строительстве детских садов и школ власти задумываются в последнюю очередь, когда взрыв народного недовольства становится неизбежным. Если в Кальном школы работают в две и три смены, то на другой окраине города, в микрорайоне Семчино школы нет совсем; новоселы еле добились строительства одного детского сада. Вопрос со школой повис в воздухе так же из-за отсутствия свободных участков.
— Тогда почему же власти, когда им пообещали выделить один миллиард из федерального бюджета на строительство школы, не начали рассматривать площадки в других частях города? Да потому, что в дальнейшем планируется застройка земель в самом лесопарке и за ним, — уверен градозащитник Игорь Кочетков. — Выяснилось, что подготовку участка к строительству чего-либо — школы, еще чего-то — запланировали не вчера. К примеру, когда утверждали схему «зеленого пояса» города в 2018 году, именно этот участок в него не включили.
По его словам, участок находится в прямой видимости Рязанского кремля, поэтому попадает в зону охраны — зону регулируемых насаждений и сооружений. Школа сооружением не является. Этот факт власти игнорируют.
По воспоминаниям эколога Андрея Петруцкого, в советские времена на этом участке было футбольное поле, и ребята со всей округи играли там.
— У нас все стараются построить какие-то дворцы спорта, ради якобы оздоровления горожан. Установить футбольные ворота, сколотить трибуны — вот оно, здоровье, при минимальных вложениях. Почему чиновники никогда не прислушиваются ни к народу, ни к здравому смыслу? — удивляется он.
Решить проблему за счет застройщиков
В последние дни голосования спор об уместности или неуместности школы в городском лесопарке перешел в иную плоскость. Градозащитники припомнили, что председатель комиссии по публичным слушаниям Сергей Савин несколько лет назад был гендиректором и совладельцем ЖБИ-5 (производство строительных железобетонных изделий), также является членом семьи владельца этого бизнеса и депутата облдумы Михаила Агапкина. С такими родственными связями он не может не лоббировать тотальную застройку города. Нет ли здесь конфликта интересов, не злоупотребляет ли он служебным положением — задались вопросом градозащитники.
Журналист Антон Сумин предложил прокуратуре провести проверку «на предмет коррупционной составляющей решений чиновников, отдавших под плотную жилую застройку такие микрорайоны, как Кальное — где все заставили многоэтажками, но, в нарушение существующих норм, не воздвигли рядом социокультурной инфраструктуры — школ, детских садов и поликлиник». Областной власти он предложил построить инфраструктуру в Кальном на месте принадлежащего коммерсантам нежилого фонда, «а деньги пусть выделят застройщики». Ведь именно они обещают клиентам развитую инфраструктуру в любой, самой отдаленной «загогулине», в которой даже дорог отродясь не было.
На предложение Сумина отреагировал председатель правления Русского академического Фонда, племянник президента Роман Путин: «Я за деревья. Восстанавливать их будут десятилетиями. Я думаю, нашли путь наименьшего сопротивления. С участком можно решить, я уверен. Включите голову», — предложил он рязанским властям. Его мнение для местных чиновников не указ, но такая поддержка воодушевила рязанских градозащитников. Они взвешивают «за» и «против» перехода к активным протестным действиям: с одной стороны, хочется, чтобы власть научилась цивилизованно решать городские проблемы, прислушиваясь к народному мнению. С другой — все мирные способы ее разрешения градозащитники уже исчерпали.
Онлайн-голосование завершилось утром 26 февраля. Предсказуемо победил вариант «за» строительство школы в городском лесопарке.