Ростислав Смоленский за последние недели прославился на весь Хабаровск. Он владелец небольшого автобуса, предназначенного для продажи еды, который теперь называют «Фургаломобиль». После начала массовых акций протеста против задержания Сергея Фургала, Ростислав вместо меню вставил в окна автомобиля портреты экс-губернатора Хабаровского края, украсил машину лозунгами и рисунками и ездил по центральным улицам города, а из колонок фудтрака доносилось «Я/Мы Сергей Фургал» и «Дальневосточники своих не бросают».
Только что Ростислав отсидел в спецприемнике 8 суток, его арестовали за нарушение правил массовых мероприятий. Его фудтрак арестован приставами, а полиция требует, чтобы он переставил дверь машины. Ростислав рассказывает «МБХ медиа» о голодовке и угрозе уголовного дела, о своем фудтраке и планах на будущее.
О 8 сутках ареста
— Я сразу же отказался от пищи, объявил голодовку в знак протеста против моего незаконного ареста. Меня при этом пытались постоянно спровоцировать на то, чтобы я эту голодовку нарушил. Сначала специально приносили мне передачки, хотя я просил этого не делать, потом подселили человека, явно подставного. Он тоже постоянно ел при мне, спрашивал, нет ли у меня конфет каких-то и так далее.
Потом он еще меня пытался спровоцировать на разговоры о власти, Путине. Я спросил, за что его арестовали. Он утверждал, что на Центральном рынке он выпил пива и кричал «Я/Мы Сергей Фургал». Ну просто надо знать, что рынок находится довольно далеко от площади, где у нас люди протестуют, и кто будет в одиночку на рынке стоять и скандировать какие-то лозунги? Ну это глупо просто. Я ему потом в шутку сказал, что я вообще за Путина, он сразу отстал на какое-то время.
Потом в какой-то момент он говорит: «Интересно, а сколько платят на митингах этих?» Ну, в общем, и так и эдак провоцировал, подначивал, чего-то добивался. Я в итоге написал заявление, что в связи с коронавирусом прошу оставить меня одного в камере, и последние четыря дня я был один. Тем более, я считаю, что когда я держу голодовку, ко мне подселять человека, который ест завтрак, обед, ужин и что-то еще, это своего рода психологическое давление.
О фудтраке, превратившимся в «Фургаломобиль»
— Я купил его в 2017 году еще. Перед этим увидел фильм «Дом на колесах». Меня он вдохновил, я понял, что именно этим хочу заниматься, влез в долги и купил фудтрак.
Я пытался получить разрешение на торговлю едой на улицах, чтобы фудтрак был законно оформлен, я бы мог платить налоги с него и так далее. Пытался решить это с разными чиновниками в Хабаровске, но в результате мне отказали. Я ходил в администрацию Шпорта (предыдущий перед Фургалом губернатор Хабаровского края. — «МБХ медиа»), к министру пищевой промышленности. Объяснил ему все. Он мне сказал: «Да, крутой фудтрак, поможем тебе». Я ушел оттуда, очень благодарный ему. Потом через два часа звонят от Шпорта, говорят: «Куда ты пошел, никто тебе не поможет».
Из-за этого мне пришлось поехать по городам края и соседних регионов на своем фудтраке. Довольно я так ездил и очень многим нравилось присутствие такого автобуса в городе, тем более я кормил людей очень вкусной едой.
Потом я написал Фургалу. Я знал, что он очень ратует за рабочие места, а я как минимум четыре могу обеспечить. Мне ответил, видимо, кто-то из пресс-службы, пригласили встретиться с губернатором, но я так и не успел, его арестовали. Поэтому с первого дня ареста я, конечно, приехал на площадь и был солидарен с людьми.
Сейчас требуют, чтобы я переставил дверь фудтрака в другое место, якобы это не соответствует документам. Хотя перед этим я, естественно, проходил все проверки и получил все разрешения. И это нужно сделать до 7 августа. А как я за один день успею это сделать? Мне бы успеть его забрать, если получится, и то я не уверен. А чтобы перенести дверь нужно же ее переварить, это довольно дорого и долго, и я пока не представляю, как я это сделаю.
О поддержке людей
— Огромное количество людей пишут в соцсетях, говорят на улицах, поддерживают. Мне это, конечно, очень приятно. Я все время отказывался от материальной поддержки, у меня все нормально, но, когда какие-то мошенники выложили какой-то левый номер счета с текстом «Помогите водителю “Фургаломобиля”», пришлось выложить реквизиты моего настоящего. Потому что этим мошенникам прислали чуть ли не больше 200 тысяч рублей.
Когда еще по улицам ездил, постоянно кто-то пытался дать денег. Бабушка очень старая как-то шла мимо и протягивает мне смятую сторублевую купюру. Я, естественно, отказываюсь, а она настаивает прямо. В итоге я не взял, но такая поддержка мне важна. Молодые ребята тоже постоянно говорят: «Дайте номер, мы вам через сбер кинем 500 рублей». Денег мне не надо.
Некоторые люди готовы делом помогать. Кто-то предложил помочь с дверью, которую нужно переварить. Адвокаты помогают бесплатно сейчас в связи с вот этим разбирательством с ГИБДД по поводу машины. А перед этим в суде мне помогал адвокат «Правозащиты Открытки» Виталий Тыхта, ему тоже спасибо огромное.
О планах
— Мне уже вручили предупреждение официальное о недопустимости повторного участия в несогласованных митингах. Есть информация, что собирают материалы для того, чтобы завести уголовное дело на меня.
Я еще пока в себя до конца не пришел, буду отлеживаться, отъедаться. В ближайшее время буду заниматься вопросом возврата фудтрака, это единственный источник моего дохода, он стоил 3,5 миллиона рублей, это колоссальные деньги для меня.
Не знаю, буду ли я ходить на митинги, но помогать Сергею Ивановичу точно собираюсь. Сейчас читаю много комментариев о том, что люди были бы рады такие же фудтраки видеть в своих городах. Так что я хочу заняться этим, чтобы копии моего фудтрака появлялись в других городах. Я еще придумал, что в них можно продавать не рогалики, а «фургалики». Хочу, чтобы к 2024 году в России было минимум 100 таких фудтраков в 100 городах.