Жители нескольких десятков населенных пунктов в Тверской области третий месяц ведут борьбу против новых маршрутов двух магистралей — высокоскоростной железнодорожной «Москва — Санкт-Петербург» и северного обхода Твери, который станет частью платной федеральной трассы М11, связывающей две столицы. Если обе дороги действительно пройдут по запланированным траекториям, то для их строительства придется снести часть домов и подсобных хозяйств, пострадает и природа Тверской области — в том числе заповедные территории. «МБХ медиа» рассказывает, какими способами жители региона призывают власти к диалогу и почему собираются действовать на упреждение.
Тверская область оказалась на пути сразу двух амбициозных федеральных проектов. Автомобильная трасса, которая станет последним участком платной М11, пройдет по северной окраине региона — территориях Михайловского, Кулицкого, Медновского сельских поселений. Первая в России высокоскоростная железная дорога (ВСМ) на своем тверском участке пройдет с юга на запад области и пересечет, опять же, Медновское, а также Щербинское, Никулинское и Заволжское поселения. Истории проектов идентичны: с момента первых объявлений о них прошло больше 10 лет , но при этом их либо строили очень долго (как платную трассу между столицами), либо вообще откладывали «до лучших времен» (как скоростную железную дорогу). Как раз в 2020 году эти времена, кажется, наступили для обоих — объявлено, что к строительству железной дороги приступят в 2022-м, возведение платной автомобильной начнется уже в следующем году.
Есть и еще одно сходство: траектории обеих магистралей летом этого года внезапно были изменены. Теперь северный обход Твери может уничтожить пастбища, поля и лесные территории. А ради строительства ВСМ будут снесены десятки домов и, возможно, пострадает экосистема Дуденевского государственного природного заказника. Тверичи стали протестовать — к началу зимы их отдельные выступления против магистралей начали оформляться в единое движение.
Железная дорога
ВСМ — один из главных перспективных проектов РЖД, должен был стать первой железной дорогой в России со скоростью движения поездов до 400 км\ч; первоначально такой хотели связать Москву и Казань, а в Петербург проложить пути позже, но потом переиграли. Так будущее вдруг стало ближе к жителям Тверской области, только не совсем в том виде, в каком им бы хотелось.
Одними из первых о скором приходе к ним в дом ВСМ узнали дачники СНТ «Мечта», который находится в поселке Редкино Конаковского района. Узнали почти случайно — от геодезистов РЖД, встреченных ими рядом с поселением. Владельцы домов и участков в этом СНТ и жители других населенных пунктов выяснили, что администрация Конаковского района согласовала проект прохождения железной дороги по территории района — кроме как раз того участка, на котором магистраль должна проходить по садоводческому товариществу. Однако, несмотря на отказ местных жителей согласовать маршрут через территорию СНТ, на ней начались геодезические изыскания.
В случае, если строительство все-таки начнется, скоростная дорога разрежет «Мечту» пополам. Часть домов придется снести, а некоторые участки собственникам придется просто бросить: рядом с проносящимися со свистом поездами наслаждаться летним отдыхом станет, мягко говоря, затруднительно.
— Мы эти участки приобретали в девяностые годы — они стояли без света, без коммуникаций. Нам пришлось много вложить и труда, и финансов. В основном здесь проживают пенсионеры. Если мы останемся без наших участков, мы лишимся 25 лет жизни и возможности выращивать продукты. Построить что-то новое у нас уже не получится, — объяснила «МБХ медиа» местная жительница, пенсионерка Римма Шлыкова.
Состоящий из многоквартирных домов поселок «Новое Рябеево» начали возводить на месте заброшенной базы отдыха в одноименной деревне в 2008 году. Как рассказал председатель правления здешнего Товарищества собственников недвижимости Сергея Неверова, 12 лет назад для строительства поселка был собран пакет документов, проведена экспертиза, появлению жилых домов в этом месте ничто не препятствовало. Новая железнодорожная магистраль должна пройти прямо по территории этого жилого комплекса.
— У нас много многодетных семей, почти все брали ипотеку, чтобы жить с детьми на природе и дышать чистым воздухом. Страшно даже представить, что нас лишат этого жилья — куда мы пойдем, где будем жить? —спрашивает Неверов. — У нас же не дачи, у нас единственное жилье.
Председатель ТСН надеется, что вопрос с маршрутом железной дороги возможно будет решить, пока проектная документация находится в стадии разработки — путем переговоров и поиска варианта, которое устраивал бы все стороны. Однако местные власти, по словам Неверова, на контакт не идут: губернатор Тверской области Игорь Руденя о проблемах людей «высказывается уничижительно». На самом деле, губернатор в прямом эфире местного ТВ пообещал учесть интересы собственников, но с оговоркой. «Если каждый будет говорить: вот здесь у меня огород, вот сюда я хожу за грибами, поэтому давайте не будем строить высокоскоростную дорогу федерального значения… Ну тогда, наверное, найдутся те люди, те регионы, где скажут: у нас постройте, мы хотим, чтобы нас была высокоскоростная дорога, мы хотим, чтобы у нас были рабочие места, чтобы у нас платили налоги», — сказал глава области.
К освещению проблемы подключилась тверская организация сторонников Алексея Навального. Координатор ее городского штаба Андрей Прокудин пояснил: жители не против железной дороги как таковой, они лишь просят перенести маршрут южнее. Они, по его словам, понимают, что борются с призрачной угрозой: маршрут прохождения магистрали по Тверской области пока не утвержден. Однако пример Олимпиады в Сочи, строительство объектов которой оставило без жилья или ухудшила жилищное положение сотен семей, убеждает их в том, что действовать надо на упреждение.
Сейчас за свою собственность и против дороги готовы бороться жители почти 40 населенных пунктов. Пока они стараются вызвать на диалог региональные власти, затем будут обращаться к федеральным. «И никакой коронавирус нам не помешает», — заверил Неверов.
Автомобильная трасса
Северный обход Твери протяженностью 278 км должен «замкнуть» платную трассу «Нева». Сейчас путешествующие по ней вынуждены как раз в этом месте съезжать на бесплатную М10, а уже за Тверью снова возвращаться на М11. О предстоящем строительстве тверичи знали давно, знали и прежде утвержденный маршрут — и выбирали для строительства домов и фермерских хозяйств участки подальше от будущей автотрассы. Однако новый маршрут, предложенный «Автодором» в сентябре 2020 года, застал их врасплох — он подводит северный обход вплотную к домам 60 сел и деревень Тверской области, а также проходит по перелескам и действующим пастбищам.
«Скоростная трасса является источником повышенного шума, а средства защиты снижают его лишь частично. Постоянное нахождение в зоне низкочастотного шума отрицательно отразится на здоровье людей», — говорится открытом письме Игорю Рудене, которое 8 октября опубликовал паблик «СТОП М11». В нем авторы, в частности, обращают внимание, что распространяющиеся на большое расстояние от магистрали выхлопные газы и дорожные реагенты будут оседать на растениях и попадают в почву. Это, в свою очередь, вызовет заражение продуктов питания, создаваемых фермерами и личными хозяйствами из местного сырья. «Прохождение автомагистрали вблизи населенных пунктов приведет к ухудшению экологической ситуации, возрастанию рисков легочных и онкологических заболеваний», — пишут авторы открытого письма.
Один из подписантов, организатор инициативной группы против строительства трассы Ларион Лушников уверен, что спокойной жизни с приходом магистрали настанец конец. Он живет в деревне Рагодино Калининского района, в трех километрах от которого сейчас проходит железная дорога.
— Мы слышим не только грохот проходящих поездов, но и объявления диспетчера. А теперь представьте, что примерно в километре от нас пройдет высокоскоростная автомагистраль! Круглосуточный шум, пыль, выхлопы — разве ради этого люди приобретали участки за городом? — рассуждает Лушников. Тверской губернатор Игорь Руденя обещал местным жителям, что участок М11 не затронет населенные пункты, и жилые дома не пострадают. Активисты обращают внимание: пострадать могут не только дома, но и фермерские и домохозяйства, в которых выращивали экологически чистые продукты, разводили домашнюю птицу и скот.
Неверов и Лушников уже встречались и отмечали схожесть обоих проектов, реализация которых напрямую затронет интересы граждан. Оба заметили, что в регионе в последнее время не было ярко выраженных протестов. Но ситуация может измениться, если местные жители увидят, что власть вместе с крупным бизнесом не считается с их интересами и ставит под вопрос благополучие их семей, земли и природы.