В городе Шадринске, расположенном в 150 километрах от Кургана, минувшей осенью активисты протестовали против политики предприятия ООО «Технокерамика»: пикетчики утверждают, что производство угрожает жизни и здоровью тысяч людей из соседних с предприятием районов. В самой «Технокерамике» все обвинения отрицают и настаивают, что проверки на заводе не выявляют крупных нарушений.
С наступлением холодов уличная активность противников завода спала, однако проблема по-прежнему актуальна.
«Деньги немалые, но посильные»
Шадринск небольшой город в Курганской области. Население около 75 тысяч человек. Несмотря на финансовую зависимость от местного производства, моногородом его не назовешь, здесь расположено около двадцати крупных предприятий.
ООО «Технокерамика» (дочерняя организация ООО ФОРЭС) располагается на окраине города в районе Поселок Северный. Основная сфера работы компании — производство пропантов, материала, предназначенного для нефтяной промышленности. Среди основных закупщиков продукции — гиганты «Газпром нефть» и «Роснефть».
При производстве пропантов компания работает с асбестосодержащими отходами. Асбест — вредный материал, запрещенный во многих странах мира, провоцирующий онкологические и другие смертельные заболевания.
Как следует из рассказа курганского активиста Алексея Шварца, идея о проведении кампании в защиту окружающей среды и здоровья людей, пришла к нему после аналогичной истории в Асбесте Свердловской области.
Весной 2018 года депутат Асбестовской думы Наталья Крылова в статье для портала Асбест-гид рассказывала об аналогичной ситуации в ее городе. Тогда в Асбесте поднялась целая волна народного возмущения, что привело, по словам Крыловой, к качественному изменению ситуации.
«Претензии к ФОРЭСу еще остаются, но в целом они сильно исправили ситуацию. Главное, что было сделано — на предприятии установили новые качественные фильтры. Фактически мы задали отличный пример успешной борьбы за здоровье граждан. При этом само предприятие вовсе не пострадало. Оно продолжает работать, а его рабочие имеют стабильный доход» — рассказала Крылова «МБХ медиа».
Наталья уточняет, что установка одного фильтра обойдется компании в районе 7 миллионов рублей. Деньги немалые, но посильные для крупнейшей в стране компании по производству пропантов.
«Счет прибыли шадринской компании идет на миллиарды. Гендиректор ФОРЭСа (материнской организации «Технокерамики») Шмотьев имеет виллы в Новой Зеландии и Франции. При этом завод испускает вредные выхлопы, что превращает жизнь окружающего района в сущий ад» — утверждает Крылова.
«Всего-навсего пар»
«Для начала мы в сентябре 2018 года организовали, что называется «на пробу», пикеты в Кургане и нас тут же повинтили, — рассказывает Алексей Шварц. — Дальше — больше. Мы поехали в сам Шадринск, предварительно найдя там местных активистов. Неожиданно много людей оказалось напрямую заинтересовано в наших идеях. Жители Северного поселка каждый день дышат вонью из труб «Технокерамики». Людям не нравится постоянный шум с завода, дышать тяжело, особенно ночью. Летом вообще окна не открыть — много пыли, хотя владельцы предприятия говорят, что это всего-навсего пар, но это не так. Среди местных, кого мы опрашивали, не было тех, кто поддерживал бы этот завод. Все ругаются, но не верят, что кто-то может заставить этот завод работать, не загрязняя воздух».
Шадринская полиция не дает проводить акции. Практически все пикеты превращаются в задержания, заполнения протоколов, переписывания паспортов и заканчиваются в полиции. Никаких обвинений никому не предъявляют, но давление кажется очевидным.
Прокомментировать ситуацию на заводе нам отказались, рабочие тоже говорить не хотят — во время пикетов утром и вечером быстро проходят мимо, отвечая, что им некогда. Охранники завода просят нас с пикетирующими «уйти отсюда, пока не поздно». «И так каждый день. Нас разгоняют. Журналистов, как видите, тоже» — рассказывает Алексей Шварц.
Зато в эфире местного телевидения один за другим выходят сюжеты в поддержку политики завода, общий смысл которых – все хорошо, работа идет, но некоторые так называемые активисты мутят воду. Так же освещают события и местные газеты, и радио.
«Все еще думаете, что завод не приносит вреда?»
У местных жителей, правда, свое мнение на этот счет.
«Конечно, надо тут уже что-то делать. Дышать нечем, окна все в задымлении каждый день», — рассказывает учительница Инна Викторовна.
«Мы здесь просто задыхаемся. Каждый день на окнах пыль оседает, просто кошмар какой-то» — присоединяются к разговору пенсионерки Ольга Викторовна и Анна Валентиновна.
Не менее критичны и молодые родители Виталий и Анастасия: «Ребенку 4 года уже, каждое утро в садик его водим по этим загазованным местам. В последнее время это стало особенно чувствительно».
Участвующий в протестах житель Шадринска Вячеслав Майстренко говорит, что таких взглядов придерживается здесь каждый. «Картина достаточно однородная. В основном люди подходят, спрашивают, чего хотим добиться, одобрительно кивают, когда узнают, что за чистое производство боремся. Некоторые даже радикальные вещи говорить начинают: мол, да к чертям завод этот уже надо разнести. Мы возражаем: завод должен работать, город обеспечивать. Наша задача лишь заставить его руководство создать человеческие условия рабочим и местным жителям, чтобы они грязным воздухом не дышали. Ничего невозможного тут нет — нужны лишь новые фильтры».
В репортажах местных СМИ утверждают, что на производстве проходят проверки и ничего опасного не находят, все в пределах нормы, на это утверждение у активистов свое мнение: «Эта схема стара как мир. Компания скупает заключения горе-экологов, визирующих им безопасный уровень производства. То есть получается, что рабочие якобы находятся в безопасных условиях, а в реальности просто гробят свою жизнь», — уверен Михаил Кузовков.
Активисты считают, что одними из первых в улучшении ситуации заинтересованы и сами рабочие «Технокерамики». Так как формально производство на заводе безвредно, рабочие не получают ни надбавок к зарплате, ни надбавок к будущей пенсии, да и на пенсию они выходить будут не досрочно, а как все: мужчины в 65 лет, женщины в 60.
Алексей Шварц, который общался с рабочими и их родственниками, рассказывает, что все прекрасно знакомы с ситуацией, но не имеют альтернативы. «Город маленький, уволишься — новую работу днем с огнем не сыщешь» — так говорят местные.
«Вот фотокарточка, которая наделала много шума в интернете, потому что видно насколько страшная запыленность на производстве. Но на страницах газет от имени заводов рассказывают, что всё хорошо и замечательно. А это фото даже не в производственном помещении сделано: монитор весь белый от пыли и пальцы рук на нём видны. По столам пыль размазана тряпкой… Вы все ещё думаете, что завод «Технокерамика» не приносит вреда экологии и жителям?» — спрашивает активист.
«Когда все только начиналось, мы тут же столкнулись с агрессией, Полиция постоянно якобы получает сообщения о распространении экстремистских материалов, что становится поводом для доставки нас в отделение. Времени на этом этапе теряем очень много. Но к концу года ситуацию удалось переломить. Фактически мы доказали властям и «Технокерамике», что силовыми мерами нас не возьмешь. Поначалу и плакаты вырывали, и угрозы сыпались. Надеюсь, что весной мы вернемся к решению проблемы. Зима, как издревле водится, время приостановки любых сражений, — говорит Шварц. — В 2019 году состоятся выборы губернатора Курганской области, а в 2020 — депутатов Шадринской городской думы. Любой независимый от властей кандидат может поставить требование устранить экологические проблемы на «Технокерамике» пунктом своей предвыборной программы. Участие в выборах любого уровня позволяет вытащить на поверхность то, о чем молчат в обычное время».