За три дня до задержания в Москве журналиста Ивана Голунова суд в Перми оправдал тренера по рукопашному бою Вадима Востокова, обвиненного в трех эпизодах сбыта наркотиков. По версии СКР, особо тяжкие преступления были совершены еще в 2011 году. Присяжные заседатели признали подсудимого непричастным к этим преступлениям, как и к убийству в 2009 году супружеской пары.
Опознание через 7 лет
Показания против Востокова дала Мария Кузнецова (Красова), которая на следствии и в суде призналась в наркозависимости. По приговору Кунгурского городского суда от 25 июля 2012 года она отбывает 13-летний срок за 5 эпизодов торговли наркотиками. В 2018 году, находясь в березниковской ИК-28, дама вспомнила события 7-летней давности. В точности – как, за сколько и у кого в Перми приобретала героин для последующей перепродажи.
По словам Кузнецовой, в дневное время «не позднее 17 мая 2011 года» возле стадиона «Динамо» купила 3,730 грамма за 15 тыс. рублей. В утреннее время «не позднее» 18 июля 2011 года под кустом во дворе дома № 30 по ул. Сибирская, 30 – 65,139 грамма за 30 тыс. рублей. В дневное время «не позднее 28 сентября 2011 года» в автомашине Mercedes возле дома № 21 по ул. Пушкина — еще 54,975 грамма за 30 тыс. рублей. Оптовым продавцом, по словам Кузнецовой, выступал молодой человек по имени Сергей. С ним заочно по телефону осенью 2010 года познакомил муж, отбывавший 7-летний срок во всесвятской ИК-10 строгого режима.
Муж сообщил в телефонном разговоре, что ей позвонит Сергей – и через него можно покупать наркотики. Если верить Кузнецовой, она трижды встречалась с Сергеем. В том числе и 28 сентября 2011 года, когда ее задержали в собственном офисе и изъяли из рабочего стола 54,975 грамма героина.
По фотографии Вадима Востокова, которую спустя семь лет предъявило следствие, Кузнецова опознала этого Сергея. А затем, на очной ставке, подтвердила свои показания.
Суду показали зубы
«Вся версия зиждется на показаниях одной наркоманки, которая сидит в лагере. Сейчас ей светит УДО, она зарабатывает его», — сказал подсудимый Востоков 27 мая 2019 года на заседании Пермского краевого суда, обращаясь к присяжным заседателям, — «Вы все видели, что здесь Кузнецова отказалась давать показания. Вы видели видео ее допроса, там масса противоречий. Кузнецовой задали вопрос – «Почему Востокова не арестовали в 2011 году?» Она ответила: «Не знаю». Я знаю! Потому что не совершал преступление».
Выступая в прениях и с репликами, адвокаты Татьяна Кленова и Ирина Ясырева в мельчайших деталях рассказали присяжным о нестыковках в версии следствия. Так, Кузнецова говорила о молодом человеке Сергее 37-38 лет, который сидел в лагере за убийство и которому в ИВС выбили передние зубы. Но Востоков никогда не был судим и не отбывал наказание. Зубы у него целые, все свои. Из прослушки телефонных разговоров Кузнецовой с мужем следует, что Сергей дает наркотики под реализацию. Однако в показаниях против Востокова она утверждает, что покупала героин за наличные. Кузнецова уверяла, что салон автомобиля Mercedes у Сергея белый. Но в машине Востокова — и именно этой самой модели — он всегда был черным.
Пять «нет» против трех «да»
Председательствующий на процессе судья Олег Ахматов не позволил адвокату Ясыревой закончить фразу о «правиле тарелки супа». Поскольку защитник предоставила «МБХ медиа» письменное изложение своей речи, это можно сделать сейчас.
«Если вам предложат на обед тарелку супа с червем, что вы сделаете? Отодвинете червя на край тарелки и скушаете суп? Или отодвинете, не станете кушать суп с червем?» — напомнила Ирина Ясырева доводы великого российского адвоката Федора Плевако.
В последнем слове подсудимый Востоков назвал показания свидетеля Кузнецовой «наглой клеветой». Пятью голосами против трех присяжные признали Востокова непричастным к торговле наркотиками. Они же единодушно ответили: «Нет, не виновен» на вопросы по обвинению Вадима Востокова и второго подсудимого Владимира Юркина к убийству 27 мая 2009 году в Перми супругов Игоря и Екатерины Некрасовых. Кроме того, подсудимые обвинялись в оставлении в опасности 6-месячного ребенка погибших, хищении из квартиры 1,08 млн рублей, двух мобильных телефонов, ноутбука, фотоаппарата – и также оправданы за непричастностью.
После провозглашения 31 мая 2019 года оправдательного вердикта Востоков и Юркин были освобождены из-под стражи в зале суда. Востоков находился за решеткой с 9 апреля 2018 года, Юркин – с 18 июня 2018 года. Оба 5 июня выслушали оправдательный приговор. Если бы не суд присяжных, который выбрали обвиняемые в двойном убийстве, решение могло быть иным, удобным правоохранителям по всем эпизодам, включая мнимый наркосбыт – полагает защита.
Для чего СКР понадобились сомнительные эпизоды с наркосбытом, можно догадаться по давно минувшим событиям. В 2009 году Востоков почти 3 месяца уже отсидел в СИЗО по обвинению в убийстве Некрасовых. Потом уголовное преследование было прекращено – с правом на реабилитацию. Бывший обвиняемый отсудил у России компенсацию морального вреда в 200 тыс. рублей. Вероятно, для поддержки шаткой версии о причастности к убийству и пригодились обличительные показания осужденной Кузнецовой.
Производство по уголовному делу Востокова и Юркина довел до суда следователь по особо важным делам Дмитрий Попов – подчиненный Сергея Сарапульцева, нового руководителя СУ СКР по Пермскому краю. Обвинительное заключение утвердил запрокурора Пермского края Александр Дерышов. Сейчас это ведомство готовит апелляционное представление в Верховный суд РФ с требованием отменить оправдательный приговор, сообщил источник «МБХ медиа».