in

На Камчатке сотрудницу заповедника посадили под домашний арест. Она выступала против рыболовного бизнеса родственников Тимченко и Воробьева

Река Кроноцкая. Фото: Игорь Шпиленок / Кроноцкий заповедник в Facebook

На Камчатке уголовному преследованию подверглась глава научного отдела Кроноцкого заповедника Дарья Паничева. Утром 28 февраля силовики задержали женщину по обвинению в растрате средств на очистку заповедника от отходов и тут же этапировали самолетом за полторы тысячи километров в СИЗО в Хабаровск, где уже на следующий день, 1 марта, прошел суд по мере пресечения. Хабаровский центральный районный суд постановил отправить женщину под домашний арест по месту жительства обратно на Камчатку, так как Паничева одна воспитывает ребенка. Коллеги и друзья Дарьи считают, что ее преследуют за то, что она мешает планам компании, связанной с братом губернатора Подмосковья Андрея Воробьева и зятем «друга Путина» Геннадия Тимченко, организовать рыболовный промысел на территории заповедника.

Этапом с Камчатки в Хабаровск и обратно

Утром 28 февраля в камчатском городе Елизово к Дарье Паничевой приехал следователь в сопровождении нескольких сотрудников полиции и Росгвардии. Как рассказал «МБХ медиа» руководитель правового и кадрового обеспечения заповедника Николай Окулов, силовики прибыли в гражданском: «Следователь в сопровождении то ли шестерых, то ли восьмерых сотрудников полиции — среди них по косвенным признакам позиционируются сотрудники Росгвардии в гражданском  — прибыли для задержания Паничевой. Паничева является руководителем научного отдела заповедника, она одна воспитывает несовершеннолетнего ребенка, положительно характеризуется как по месту жительства, так и по месту работы. Ранее неоднократно допрашивалась в качестве свидетеля по уголовному делу о растрате. Ее задержали в тот же день и этапировали в СИЗО Хабаровска. Уже сегодня прошло заседание по мере пресечения».

Решение этапировать научную сотрудницу за полторы тысячи километров в хабаровское СИЗО силовики мотивировали тем, что расследование дела ведет вышестоящий орган — 6-е следственное управление СК России. 1 марта Центральный районный суд Хабаровска отпустил женщину под домашний арест, хотя следствие просило оставить Паничеву в СИЗО Хабаровска: «Суд мотивировал решение тем, что Дарья должна находиться по месту жительства вместе со своим сыном. Обжаловать решение мы, скорее всего, не будем», — говорит Окулов.

Обвинение

Следствие сделало Дарью Паничеву фигуранткой уголовного дела, возбужденного еще летом 2018 года. Она якобы способствовала растрате денег, выделенных заповеднику из бюджета на ликвидацию экологического ущерба: уборку более тысячи тонн мусора и горюче-смазочных материалов (ГСМ), которые оставались на территории резервата с 1960-х годов, когда здесь велась хозяйственная деятельность. По окончании работ было возбуждено дело по статье 159 УК (мошенничество) в отношении компании-подрядчика.

«В июне 2018 года задержаны были три лица, которые были субподрядчиками в этой работе, и одно бывшее должностное лицо Кроноцкого заповедника, на тот момент уже не работавшее у нас. Долго шло следствие с разными перипетиями. Наших сотрудников приглашали, доставляли иногда на допросы, с нарушением законодательства, всячески оказывали давление с целью получить какие-то определенные показания, какие им были нужны», — рассказывает Окулов.

В уголовном деле Кроноцкий заповедник проходил как потерпевшая сторона, но потом следствие стало пытаться сделать фигурантами дела уже сотрудников заповедника. Первой такой фигуранткой и единственной стала научная сотрудница заповедника Дарья Паничева.

Дарья Паничева. Фото: личная страница в Facebook
«Это ситуация больше похожа на захват заложника»

Директор заповедника Петр Шпиленок решение суда оставить Дарью под домашним арестом назвал первой победой: «Это маленькая, но победа. Дальше будем смотреть, что делать. Главное  — человек дома. Непонятно, почему были такие жесткие меры? Она ни от кого не скрывалась. Само следствие стало вести себя в определенный момент предвзято: оно решило человека давить, ломать. Эта ситуация была больше похожа на захват заложника. В чем ее можно обвинить? Она занималась наукой, она не занималась финансовыми документами. Сейчас можно сказать, что мы сделали самое главное — мы освободили заложника».

По словам директора заповедника, после этапирования Паничевой в Хабаровск следователь Илья Павлухин стал угрожать, что ее 15-летнего сына отдадут в приют. Коллеги Дарьи готовы были выступить на стороне ребенка и не допустить этого.

«Сейчас ее несовершеннолетний сын находится на попечительстве у классного руководителя. Так следователь приехал и объявил, что мама — преступница, а ребенка в приют отправят»,  — говорит Шпиленок.

Фотограф дикой природы, внештатный сотрудник заповедника Михаил Коростелев в разговоре с «МБХ медиа» охарактеризовал Паничеву как доброго и честного человека, уделявшего много времени в том числе и экологическому просвещению среди детей: «Я несколько сезонов работал в заповеднике. Я познакомился с Дарьей, когда впервые приехал на Камчатку, я приехал туда волонтером-фотографом, а Дарья была одной из вожатых эколагеря, который заповедник каждый год проводит для детей. Этот проект бесплатный и нацелен на экопросвещение местных детей, чтобы показать им возможности альтернативы браконьерству, показать, что есть и другие профессии. Дарья — замечательный человек, добрый, честный, она занималась детскими и научными проектами, никакими финансами она не занималась».

Рыболовные олигархи против заповедника

«Так получилось, что задержание случилось в тот самый период, когда Дарья занималась ситуацией со строительством рыбохода на реке Кроноцкой, — рассказывает Шпиленок. — Она занималась научным обоснованием того, что нельзя проводить канал в Кроноцкое озеро, чтобы запустить на заповедной территории искусственное место нереста нерки для рыбодобычи. Это лоббируют рыболовецкие компании».

Заинтересованным лицом для разведения нерки на территории заповедника может быть «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК), принадлежащая брату губернатора Московской области Андрея Воробьева Максиму и зятю «друга Путина» Геннадия Тимченко Глебу Франко. По планам компании предлагается из Кроноцкого озера, расположенного в сердце заповедника, сделать ферму по разведению нерки. Для этого бизнесмены хотят сделать рыбоход — специальный канал из озера к Тихому океану, благодаря чему создать место для нереста нерки, чтобы добиться появления «промыслового стада».

О планах по созданию такой фермы на Камчатке стало известно на прошлой неделе. Как писал «Коммерсант», в конце 2018 года губернатор края обращался в Минприроды и Росрыболовство по этому вопросу. Для промышленного разведения рыбы и строительства канала потребовалось бы исключить часть территории заповедника из охраняемой зоны. Издание в качестве заинтересованных лиц называло РРПК.

«Компании заинтересованы в том, чтобы осуществить этот проект и получить сверхприбыли. Мы видим по фактам, какие меры они предпринимают, прямых доказательств нет, но в таких ситуациях никто и не будет действовать открыто», — считает директор заповедника.

Вулкан Кроноцкий и Кроноцкое озеро. Фото: Александр Перевозов / Кроноцкий заповедник в Facebook
Под угрозой объект мирового наследия

Кроноцкий заповедник на Камчатке известен далеко за пределами региона: именно здесь расположены знаменитые вулканы и сопки Камчатки. Это один из старейших заповедников страны, а Кроноцкое озеро, которое олигархи хотят сделать фермой для рыбы, — крупнейшее на севере Дальнего Востока пресноводное озеро.

Руководитель программы по особо охраняемым территориям Гринпис в России Михаил Крейндлин утверждает, что рыбоход, если будет построен, разрушит экосистему заповедника: «Проекта пока никто не видел, я надеюсь, его и нет, пока это планы. По ним должны взорвать пороги на реке Кроноцкая, это один вариант, или строится новый промышленный объект — рыбоходный канал на территории заповедника. Что прямо запрещено законом об особо охраняемых природных территориях. Также это очень серьезное промышленное воздействие на экосистему: изменение ландшафтов, уничтожение фауны. Если посчитать ущерб, то это миллионы рублей. Это заповедник, такие работы должны быть полностью исключены».

В случае реализации проекта промышленного использования озера, Россия может лишиться одного объекта из списка всемирного наследия ЮНЕСКО — «Вулканы Камчатки», входящие в список с 1996 года, могут быть из него исключены.

«Этот проект грозит, как минимум, переводом объекта в список Всемирного наследия под угрозой, если вообще не исключением из списка наследия. Это серьезные имиджевые потери, которые означают, что страна сознательно идет на нарушение международных стандартов», — заключил эколог.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.