in

Внутренний устав против Конституции. Самарский университет запретил студентам и сотрудникам посещать митинги

Занятия в СамГТУ
Занятия в СамГТУ. Фото: Управление по воспитательной и социальной работе СамГТУ / VK

Отчисления студентов и отстранение от работы преподавателей и сотрудников за политические взгляды и участие в несанкционированных акциях стали привычным делом для российских вузов. В СамГТУ решили пойти дальше — администрация официально запретила посещать митинги. Рассказываем, насколько законно такое требование со стороны университета, и можно ли его будет оспорить в суде.

Этика на страже порядка

Пункт, запрещающий участвовать в несогласованных акциях протеста, которые направлены против «‎государственного строя и Конституции», появился в новой редакции Кодекса этики служебного поведения работников и обучающихся Самарского государственного технического университета. Сами правки были внесены в документ 29 января на заседании ученого совета университета — через несколько дней после первой акции в поддержку оппозиционного политика Алексея Навального. 

За нарушение этого пункта кодекса предусмотрены санкции вплоть до отчисления и увольнения из вуза. Ограничения на посещения не провластных мероприятий распространяются не только на несогласованные митинги, но и на собрания, демонстрации, шествия и пикеты. 

Кроме того, в университете планируют наказывать и за «‎формулирование позиции» (в том числе и в социальных сетях) против государства, региона, вуза, и за распространение информации, наносящей ущерб государственному строю, авторитету и деловой репутации университета, порочащей образ гражданина РФ. 

«Новый Кодекс направлен на создание комфортного микроклимата в коллективе, формирование среди членов коллектива таких качеств как доброжелательность, чувство товарищества, толерантность, доверие, уважительное отношение к чести и достоинствам коллег и товарищей», — говорится в официальном пресс-релизе СамГТУ. 

Размытые границы

Как правило, внутренние уставы вузов и кодексы поведения не содержат прямых запретов на участие в митингах или других несанкционированных акциях, но это не мешает администрации учебных заведений запугивать студентов потенциальным отчислением и проблемами в учебе.

«Обычно в таких документах есть пункт о том, что “студент обязан соблюдать законодательство Российской Федерации”. Под это условие де-юре участие в митинге не подходит, так как само по себе участие в митинге не есть нарушение закона, — рассказала адвокат “Апологии протеста” Татьяна Сустина. —  Следует иметь в виду, что отчисление — это форма дисциплинарного взыскания. Оно происходит с соблюдением определенных процедур и условий. Так, например, на тяжесть санкции влияет наличие поощрений или нарушений, мнение других студентов. В приказах обычно об этом даже не упоминается. Учащихся отчисляют за комплексные нарушения, а административка может лишь сыграть против них. Все границы размыты».

При этом случаи отчисления за участие в оппозиционных акциях уже происходили. Так, например, 31 января ректор Астраханского государственного университета Константин Маркелов отчислил троих студентов, которые получили административные штрафы за участие в митинге в поддержку Алексея Навального. Это решение ему далось нелегко: ректор рассказал, что подписывал приказы об их отчислении «с болью в сердце», хотя не скрывал, что главной причиной отчисления стали именно политические взгляды учащихся.

Также сразу в нескольких регионах России на незаконные увольнения за участие в митинге пожаловались преподаватели, учителя и сотрудники других учебных госучреждений.

Как изменится ситуация с появлением такого пункта во внутреннем уставе вузов, и станет ли это массовым явлением — пока неизвестно. 

Незаконные требования

По словам партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерины Тягай, такие поправки в кодекс этики вуза не могут считаться законными, поскольку они противоречат Конституции РФ. 

«Обсуждаемые нововведения кодекса этики касаются иных вопросов, нежели организация и осуществление образовательной деятельности, и продиктованы, очевидно, политическими мотивами. — пояснила Тягай. — Обязанности преподавателей как работников образовательной организации регламентированы трудовым договором с ними, уставом образовательной организации, правилами внутреннего трудового распорядка и локальными нормативными актами организации, которые не могут ограничивать права, гарантированные ему Конституцией РФ и иными законами».

Адвокат уверена, что приказ об отчислении из вуза может быть оспорен в суде. Более того, отчисленный студент может обратиться и в правоохранительные органы по этому вопросу. 

«К слову, незаконность нововведений следует даже из самих формулировок. Встает вопрос — понимает ли вуз, что распространение “информации, направленной против государства” по сути представляет собой состав преступления по статье 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности). Виновность в совершении этого преступления устанавливается исключительно вступившим в законную силу приговором суда. Это касается и участия в несанкционированном митинге. Из формулировок же следует, что, узнав о состоявшемся факте “нарушений”, вуз может отчислить или уволить лицо. В Кодексе этики отсутствует условие о том, что вина в совершении соответствующего преступления и правонарушения должна быть установлена судом».

Из самого СамГТУ пока что никого не отчислили. Студенты, с которыми нам удалось поговорить на эту тему, рассказали, что изменения в кодексе этики вуза их особо не волнуют, потому что они не посещают несанкционированные митинги и не интересуются политикой. В неофициальной группе университета во «ВКонтакте» также нет ни одного обсуждения, посвященного поправкам в кодекс. 

При этом сама Самара заняла пятое место в рейтинге протестной активности российских городов по итогам акции 23 января. Минимум две тысячи человек вышли на улицы (некоторые источники называют цифру восемь тысяч), и по меньшей мере 57 человек были задержаны. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.