Рязанская епархия шесть лет назад решила вернуть себе построенное в 1812 году здание семинарского общежития, в котором в 1947 году открыли школу с углубленным изучением французского языка. В начале года мэрия посулила церковникам два других здания взамен школьного, но они через Арбитражный суд решили отстоять именно это — в центре города, неподалеку от уже переданного им Рязанского кремля. Власти пообещали не отдавать школу, однако митрополит Марк считает, что правда на его стороне: здание должно вернуться Рязанской епархии по закону — ФЗ№327.
«ЦПШ №6»
Двухэтажное здание школы №6 находится в самом центре города: в пяти минутах ходьбы от площади Ленина с одной стороны и Рязанского кремля с другой. Небольшое, но монументальное, с резным металлическим крыльцом, цветами на окнах — ученики и их родители называют свою школу «по-домашнему уютной». Желающие получить крепкие знания французского ездят в центр с разных районов города, здесь же учатся дети с ближайших улиц — по прописке.
Впервые о требовании Рязанской епархии передать ей здание школы под общежитие для семинаристов в СМИ заговорили в начале 2020 года. Тогда же в мэрии приняли решение передать церковникам два других здания, и на время показалось, что конфликт исчерпан. В августе Рязанская епархия обратилась в Арбитражный суд с требованием признать отказ городской администрации в передаче здания Церкви незаконным. На первом судебном заседании 21 сентября выяснилось, что мэрия предложила епархии четыре дома в центре города, которые не устроили «духовное ведомство». Представитель епархии сообщила суду: они вынуждены требовать здание школы для своих нужд, поскольку старое общежитие духовной семинарии, расположенное на территории Рязанского кремля, пришло в негодность и неудобно для проживания семинаристов. На втором заседании тот же представитель епархии заверил: школьников не выгонят из здания сразу же, а дадут время на переезд в другое здание. В какое — пока никому не известно.
К передачи Церкви давно ставших гражданскими зданий и земель в Рязанской области давно уже привыкли: ей отдали Рязанский кремль, в котором десятилетиями располагался музей-заповедник с одноименным названием, в 2012 году детей с отставанием в развитии изгнали из здания Свято-Духова монастыря, а коррекционную школу-интернат наспех переселили в более современное здание, но в отдалении от города. В 2017 году руководство Вышинского монастыря в Шацком районе инициировало выселение медработников психиатрической больницы и их семей из квартир и домов, выделенных в середине прошлого века советской властью. Простых людей назвали «захватчиками монастырских земель» и выдворили с территории Церкви, выплатив мизерные компенсации. Намерение епархии вернуть здание на улице Семинарской породило новую волну возмущения: рязанцы язвительно порекомендовали церковникам попробовать отобрать территорию и строения у Рязанского военного командного военно-десантного училища, на месте которого ранее и располагалась духовная семинария, а также принудительно заменить все общеобразовательные школы на церковно-приходские. «Отобрать школу у детей — это так православно», «Сделают там ЦПШ №6, а потом все остальные, и будут учить почитать любую власть, так как она от Бога», — высказались рязанцы.
Родители школьников, которые с интересом изучают французский язык, ездят по обмену во Францию и принимают у себя зарубежных друзей, тоже возмутились, но не так сильно: они не верят в то, что епархия сможет забрать здание у детей.
— В некоторых семьях в этой школе учится не первое поколение и потому, что нравится система образования, и потому, что живут рядом, ходят в эту школу по прописке. В других рязанских школах уже давно отменили программы обмена учащимися с другими странами, а у нас эта программа работала до последнего, пока не началась пандемия. Родители, конечно, в шоке от перспективы такого будущего школы, но мы не очень верим: эта тяжба длится годами, еще прошлый митрополит у прошлого губернатора ее хотел вытребовать, — рассказала «МБХ медиа» мама ученика школы №6, попросив не называть ее имени.
Она уточнила, что многое в школе сделано за счет родителей: это действительно добровольные пожертвования, на которые рязанцы делали частичный ремонт помещений для своих детей, а не для кого-то еще. Они против передачи здания церкви, но «на баррикады пока никто не собирается», поскольку считают: все решится миром в пользу детей.
Гражданскую постройку — гражданскому обществу
Уверенность родителей в «хэппи-энде» не разделила сотрудник музея-заповедника «Рязанский кремль», градозащитник Ирина Кусова. Она с десятками единомышленников несколько лет пыталась отстоять кремль от передачи Рязанской епархии, но ничего не получилось: РПЦ отдали весь комплекс, включая гражданские постройки — они не имели никакого отношения к культовым сооружениям. Историк считает, что передача церковникам ранее принадлежавших ей земель и зданий заведомо несправедлива: если что-то возвращать Церкви, то надо возвращать дома и земли потомкам «раскулаченных» крестьян, дворян и так далее. Либо не возвращать ничего и никому. Еще нюанс: Русская православная церковь забирает объекты в собственность, перекладывая траты на реставрацию и текущий ремонт на плечи государства, по закону отделенного от церкви — такие здания чаще всего являются объектами культурного наследия федерального значения. В то же время простых людей, которые живут в домах — объектах культурного и исторического наследия, обязывают ремонтировать их за свой счет, что для рядовых жителей российских регионов просто не по карману.
— Здание школы №6 и в дореволюционные годы было гражданской постройкой, а не богослужебной, так почему муниципалитет должен отдавать ее епархии? Гражданская постройка должна принадлежать обществу. Если сейчас зданием могут воспользоваться, условно, все жители города, то после передачи служителям культа им будет пользоваться только определенный круг лиц. Содержаться же и реставрироваться оно будет за счет всех граждан — атеистов, мусульман и представителей другой веры, в том числе, — пояснила Кусова «МБХ медиа». — С таким же успехом РПЦ может претендовать на здания гимназии №2 — раньше там было духовное училище, на главный корпус Рязанского государственного университета на улице Свободы, на ту же территорию десантного училища. В начале 2000-х годов Рязанская епархия уже намеревалась забрать эти земли и здания, но отчего-то быстро «передумала» — вероятно, с ними поговорили «серьезные люди».
По мнению градозащитника, сейчас спасти школу может только твердая позиция рязанских властей, педагогов и родителей. Ситуация усугубляется тем, что ни в центре Рязани, ни на ее окраинах давно нет мест для строительства школ — все участки раскуплены под коммерческое строительство.
«Как можно все ставить с ног на голову?»
Гражданские официальные лица региона высказались против передачи здания школы Рязанской епархии. Губернатор Николай Любимов заявил, что вопрос передачи «в настоящее время городом не рассматривается», директор школы Наталья Гречанинова сообщила на слушаниях в Арбитражном суде о готовности родителей организовать протестное движение, поскольку в школе сейчас учится 561 ребенок. Представитель Общественной палаты Рязанской области Екатерина Филиппова попросила епархию не отбирать у школьников здание, иначе это «будет не на пользу Церкви».
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк ответил всем сразу в эфире передачи на Рязанском Епархиальном радио.
«Строго говоря, возникает парадоксальная ситуация. Нам порой говорят, и в суде говорили: „Ну, вы знаете, как же так? Церковь владела 30 лет этим зданием, а вот мы там, школа, владеем 50 лет“. Вообще, как можно все ставить с ног на голову? Вообще мы что строим? Мы какое государство строим? Мы какие ценности проповедуем? Мы говорим о верности закону, о необходимости каких-то традиций, основ. Представляете, вот вы построили, например, дом. Построили дом, прожили в нем три года. Оставили, например, какие-то гастарбайтеры вселились и стали там жить и прожили там больше трех лет, больше вас. И что? Вы что будете всерьез воспринимать то, что они, соответственно, должны там оставаться?», — удивился он, уточнив, что епархия действует в рамках закона, а «государство имеет все возможности» построить другую школу.
Следующее заседание Арбитражного суда пройдет 19 ноября, руководство школы-«француженки» намерено отстоять гражданское предназначение здания.