В селе Нижняя Санарка Челябинской области мусор с 2017 года собирают раздельно. Депутат сельского поселения Руслан Елюбаев сам организовал систему раздельного сбора и установил цистерны для разных видов отходов. С приходом нового регионального оператора устоявшийся порядок пошатнулся — но компания-перевозчик согласилась сесть за стол переговоров с активистами и совместно разработать новую систему вывоза мусора.
В Нижней Санарке живет две с половиной тысячи человек, мусора, как и в других сельских поселениях, тут не очень много. В 2017 году Руслан Елюбаев при поддержке администрации села организовал на улицах через каждые 200 метров контейнерные площадки, на каждой стоит по четыре бочки: для бумаги, стекла, пластика и органических отходов. Как рассказал нам Руслан, эти контейнеры силами активистов вывозят на место временного складирования, там мусор дополнительно сортируют и отвозят на переработку в Троицк, а органические отходы отправляют в компостную яму.
За такой вывоз мусора жители платят по 50 рублей со двора. По словам Руслана, услуга пользуется популярностью — платят ему 80-90% населения. Однако из-за «мусорной реформы» в село пришел региональный оператор, а вместе с ним — и платежки за мусор. Теперь тариф составляет около 50 рублей с человека — то есть семье из четырех человек приходится платить на 50 рублей, как раньше, а целых 200.
Дмитрий Закарлюкин, экоактивист из Челябинска, который консультировал Руслана Елюбаева по поводу раздельного сбора, рассказал нам, что такие тарифы оказались для жителей неподъемными: большая часть жителей Нижней Санарки работает вахтовым методом, даже продукты в магазинах они периодически покупают по долговым распискам — до зарплаты. К тому же, жители сел вообще не привыкли платить за мусор — в сельской местности мусора гораздо меньше, и жители разбираются с ним сами: сжигают или сваливают в компостные ямы.
Мусорный оператор, определенный в этом районе — «Центр коммунального сервиса» — нанял подрядчика, фирму «Эковывоз», которая решает логистические вопросы, собирает мусор и вывозит его на полигон, а не перерабатывает. Ближайший полигон находится в 150 километрах от села. По словам Руслана Елюбаева, «Эковывоз» установил в селе 10 контейнеров — все на одной улице. Эти действия поставили под угрозу всю сложившуюся систему сортировки мусора: подрядчику невыгодно, что мусор кроме него собирает кто-то еще, ведь его заработок напрямую зависит от общего объема перевозимых отходов.
Пресс-секретарь «Центра коммунального сервиса» Нина Коблева сообщила порталу «Такие дела», что они не могут изменить тарифы на мусор в отдельном селе. Кроме того, она рассказала, что пока у оператора нет возможности сортировать мусор или вывозить раздельно уже отсортированный — для этого нужна спецтехника и раздельные контейнеры.
Экосумки, термокружки и сэконды: как жить так, чтобы на свалках оказывалось меньше мусора
В России идут мусорные протесты: свалки переполнены,...
Однако, все оказалось (по крайней мере, на словах) не так страшно. 4 марта Руслан Елюбаев встретился с представителями «Эковывоза» и обсудил сложившуюся проблему. Руслан сообщил нам, что подрядчик согласился пойти навстречу активистам и совместно с ними разработать систему вывоза и сортировки мусора не только в Нижней Санарке, но и по всему Троицкому району Челябинской области. По словам Елюбаева, они договорились, что Руслан в течение недели предоставит подрядчику свое видение системы — данные по количеству контейнеров и описание уже работающей схемы сортировки отходов. Депутат настроен оптимистично: если такой порядок устроит «Эковывоз», Троицкий район может стать первым положительным примером взаимодействия экоактивистов и регионального оператора по мусору в России.
«Мусорная реформа», вступившая в силу 1 января 2019 года, поставила под угрозу раздельный сбор мусора в тех регионах, где подобная система была уже разработана активистами. Мы рассказывали о том, как в Набережных Челнах региональный оператор пытается вытеснить с рынка частную компанию, которая уже несколько лет собирает и перерабатывает отходы самостоятельно. Местные жители боятся, что их город последует примеру Ижевска, где после «мусорной реформы» фирма, перерабатывающая пластик, прекратила работу из-за давления нового оператора.