В Северо-Курильске год назад должны были начать постройку взлетно-посадочной полосы. Но вместо нее до сих пор – заросший пустырь. Это единственный муниципалитет в области, не имеющий прямой связи с Сахалином.
Коммуникация с материком у курильского острова Парамушир из-за погодных условий нерегулярная, с постоянными перебоями. А в областной центр, Южно-Сахалинск, жителям Северо-Курильска вообще напрямую добраться нельзя – приходится делать два перелета. При этом все формальные вопросы приходится решать именно там.
Еще в 2015 году эту проблему пообещали устранить: построить взлетно-посадочную полосу для самолетов малой авиации DHC6-400 вместимостью до 19 пассажиров. Они должны связывать остров с Камчаткой и Сахалином. Сообщение об этом опубликовала пресс-служба областной администрации. Как пояснял экс-губернатор Сахалина Олег Кожемяко, работы собирались начать летом 2018 года, а проектирование площадки завершили весной этого же года.
Только спустя год после этого АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» объявило о проведении электронного аукциона по поиску подрядчика на первый этап. Стоимость – 222 754 020 рублей. В эту сумму входит летная полоса (805 на 40 метров) с грунтовой взлетно-посадочной полосой и зонами безопасности, соединительная рулежная дорожка с грунтовым покрытием и ограждение протяженностью 2203 метра. В документах указано, что это средства, полученные в качестве бюджетных инвестиций Сахалинской области.
Срок окончания работ – 30 октября 2020 года. Об этом во время прямого эфира с губернатором Сахалинской области говорил глава регионального министерства транспорта Валерий Спиченко. К этой же дате должны были завершить и второй этап — строительство необходимой инфраструктуры: стоянок, светосигнального оборудования, командно-диспетчерского пункта с пунктом метеонаблюдения, контрольно-пропускного пункта с помещениями для пассажиров, опорной приводной радиостанции, локальной контрольно-корректирующей станции, метеооборудования и т.д.
Подрядчиком стало ООО «Спиро», которое называют монополистом на Парамушире. Основная деятельность компании – строительство жилых и нежилых зданий. В настоящий момент эта же организация занимается возведением школы в Северо-Курильске на сумму 978,5 млн рублей. Кроме того, «Спиро» строила спортивно-оздоровительный комплекс в городе – этот проект также стал скандальным.
Его стоимость – 321 миллион рублей. Здание должны были сдать в декабре 2019 года, но по факту – построили к марту 2020 года. Спорткомплекс до сих пор не может пройти приемку у администрации городского округа из-за низкого качества выполненных работ.
Не все хорошо у «Спиро» и с репутацией добросовестного работодателя: в мае 2018 года три строящихся объекта, возводимых в рамках Федеральной целевой программы по развитию Курильских островов, были заморожены из-за забастовки рабочих.
«Около 70 человек отказались выходить на работу из-за претензий к работодателю — строительной компании ООО «Спиро». По словам гастарбайтеров, им не платили зарплату около двух месяцев, их не устраивает грубость бригадира и система штрафов. Бастующие работают на федеральных стройках — это оздоровительный комплекс и два трехэтажных жилых дома», — рассказал ТАСС вице-мэр Северо-Курильского района Александр Овсянников. После забастовки рабочих в офисе компании, в рамках уголовного дела (2 ст. 145.1 УК РФ – полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы и иных установленных законом выплат), заведенного на директора ООО «Спиро» Евгения Плетенского, был проведен обыск.
Сам бизнесмен так прокомментировал произошедшее: «Рабочие уволены, заработная плата им выплачена. Мы нашли уже новых работников, 50 человек уже готовы выехать в Северо-Курильск».
Первые самолеты должны приземлиться на взлетно-посадочную полосу уже в следующем году, но к указанной дате окончания работ вместо посадочной платформы – заросший пустырь. На ее месте установлен паспорт объекта, напоминающий о важном для города проекте, а также проходит грунтовая дорога.
Однако, как рассказывают местные жители в соцсетях, ранее подрядчик обсыпал территорию будущей полосы незаконно добытым камнем. После проверки представители регионального Минтранса и заказчик обязали вывезти этот материал. Когда начнут строить полосу – неизвестно. Также неизвестна и судьба средств, выделенных на проведение работ.