in

Протесты на берегу Ладожского озера — вырубки и махинации с землей в бухте «Моторная»

Вырубка леса в бухте «Моторная». Фото: Юлия Шалгалиева / «Северо-Запад. МБХ медиа»

Активисты из Петербурга и Ленинградской области, несмотря на холод, разбили лагерь на берегу Ладожского озера и протестуют против застройки леса. Любимый пляж и бор нескольких поколений туристов хотят забрать два жулика, один из которых в тюрьме, другой — в бегах, чтобы построить там новый коттеджный поселок. Местные власти считают, что все в порядке, губернатор, вроде бы, взял ситуацию под контроль, но строгие карантинные меры скоро сделают их протест невозможным. 

«Хотят все успеть, пока протест не стал мощным»

В бухте «Моторная» Ладожского озера уже несколько дней, вооружившись котелками и спальниками, экоактивисты пытаются спасти берег самого большого в Европе озера от застройки. На берегу Ладоги планируют возвести коттеджный поселок.

До стоянки активистов от поселка Моторный меня ведет местный житель Евгений Козлов. Он полгода прожил на Шиесе, защищая Север от ввоза московского мусора. Недавно решил вернуться на родину и осесть, но тут беда случилась в родных местах. Теперь Евгений живет в этом протестном лагере.

«Можно сказать, у Ладоги я и научился походной жизни», — говорит Женя.

В лесу пахнет свежей хвоей и смолой — деревья здесь вырубили только что. Несколько сосен стоят нетронутыми, но алые отметины на стволе как приговор.

«Здесь вырублен сейчас лес под ЛЭП, вот уже стоят столбы, провода тянут. Но на этом явно не остановятся. Если построят здесь коттеджный поселок, то будет перекрыт доступ к пляжу, поставят шлагбаум и люди просто не смогут купаться», — рассказывает он.

На нашем пути возникает новая синяя трансформаторная будка — ее установили всего за пару часов, подтянули к ней провода.

«Все делается очень спешно, это выдает планы застройщиков: хотят успеть все сделать до того, как наш протест станет мощным», — уверен Женя.

Пока здесь всего пять человек, но палаток поставлено больше на случай, если кто-то приедет поддержать протестующих без своего снаряжения. Разведен костер, собран запас продовольствия. Ночью дежурят три человека. Мужчина рубит дрова, пожилая женщина готовит уху. Нас принимают радушно, угощают. Местные пришли сюда после экологического митинга в Приозерске 15 марта и больше не уходили. Активисты подчеркивают —  все остальные способы противостоять застройке берега Ладожского озера они исчерпали.

Евгений Козлов. Фото: Юлия Шалгалиева / «Северо-Запад. МБХ медиа»
«Я бы наверное заметила, если бы покупала участок»

Леонид Кривенок живет в Петербурге, а у берегов Ладоги навещает родителей своей жены. Любитель музыкальных и театральных фестивалей, на этом самом берегу он когда-то познакомился с женой и теперь часто приезжает сюда гулять с 11-летней дочкой. Вырубку обнаружили родители жены и сразу связались с зятем. А он начал стремительное противодействие строительству коттеджного поселка — нанял юристов, собрал документы и обнаружил многочисленные нарушения. «Подлог на подлоге» — так характеризует документацию на этот земельный участок Леонид. По его словам, ситуация с незаконным захватом земель развивается с 2006 года, когда глава Приозерского района Сергей Яхнюк забрал в собственность района около 2000 га земель, в том числе участок в Моторной бухте. 

«Ситуация в том, что глава Приозерского муниципального района незаконно распорядился земельным участком лесного фонда — якобы это не лесной фонд, а земли сельхозназначения — в интересах мошенников. На основании этого незаконного постановления №1066 от мая  2010 года был произведен кадастровый учет земельного участка», — поясняет юрист Людмила Орлова.

Затем был зарегистрирован дачный кооператив «Пригородное», учредители которого Михаил Кардаш, Вячеслав Кардаш и Юлия Макарова.

Последняя в феврале 2010 года, написала главе Приозерского района Сергею Дорощуку письмо, где от имени «инициативной группы граждан, объединившихся для создания дачного массива» попросила «выделить земельный участок площадью 3,64 га» из земель сельскохозяйственного назначения на берегу Ладоги, вблизи поселка Моторное. Сергей Дорощук утвердил схему расположения земельного участка, поставил его на кадастровый учет и дал его инициативной группе в аренду. Прокладка в виде срочной аренды потребовалась потому, что арендаторы имеют преимущественное право выкупа своей земли, причем по льготной цене.

По словам юриста Людмилы Орловой, это позволило заявителям кооператива выкупить земельные участки всего за 558 тысяч рублей, что в 20 раз ниже кадастровой стоимости.

При этом двум «дачникам», участвовавшим в сделке, не было 18-ти лет. Четыре заявителя по документам проживают на улице Шоссейная, но в разных поселках: Плодовое, Ларионово, Петровское. В реальности такая улица есть только в поселке Петровском. И самое важное — дачники Марина Голубова, Людмила Евтеева и Татьяна Корунцова, якобы купившие эти участки, по телефону сообщили журналистам «Новой газеты», что не имеют отношения к участкам в Моторной бухте.

Фото: Юлия Шалгалиева / «Северо-Запад. МБХ медиа»

«Я никогда в жизни даже и не слышала о таком месте “Бухта Моторная”. Я бы наверное заметила, если бы покупала участок, — смеется Людмила Евтеева. — Это чистой воды махинация. И главное, что меня очень сильно беспокоит — откуда у них мои паспортные данные? Я никогда не теряла паспорт, никому в руки не давала. Меня втянули в историю, к который я отношения совершенно не имею», — подчеркивает женщина. Она предполагает, что ее паспортные данные могли быть похищены для формирования подложных документов.

Людмила Евтеева согласилась поговорить с «Северо-Запад. МБХ медиа», а вот другие «дачники» отказались, сославшись на то, что опасаются за свою безопасность.

Собеседник «Новой газеты» в поселке Петровский рассказал, что 10–15 лет назад местным жителям постоянно предлагали предоставить свои паспортные данные для оформления документов на участки.

«Платили от 500 до 1000 рублей за паспорт. Многие соглашались. Предложения исходили от фирмы братьев Кардашей — Михаила и Вячеслава. Именно тогда в лесу на берегах Ладоги, Вуоксы, Отрадного и Суходольского  озер появилось множество “сельхозучастков”, которые продолжают всплывать и продаваться до сих пор».

В отношении братьев Кардаш в декабре 2018 года было возбуждено уголовное дело, но не по этой, а по аналогичной схеме. Вячеслав Кардаш был осужден на 3 года 6 месяцев колонии общего режима за незаконную регистрацию земельных участков. Михаил Кардаш исчез — активисты говорят, что он скрывается за границей.

Протестующие неоднократно обращались в прокуратуру Ленобласти, указывая, что схема захвата земли в бухте Моторная аналогична той, за которую одного из ее организаторов уже посадили, но прокуратура отказывается возбуждать новое дело. Местная администрация тоже не поддерживает активистов.

«Глава Приозерского района раз за разом повторяет одно и тоже — нарушений не найдено, информации, что что-то незаконно, у меня нет. Информацию мы передали ему еще год назад, в марте. Очевидно, что такой подлог без подписи соответствующих людей невозможен», — уверен Леонинид Кривенок.

В пресс-службе администрации в телефонном разговоре подчеркнули — все законно, «никаких мошеннических схем нет и быть не может». Глава Приозерского района Александр Соклаков с «Северо-Запад. МБХ медиа» общаться отказался.

Активисты обращались не только в администрацию города. Они написали бесчисленное число жалоб в прокуратуру, просили помощи у лесничества. Впрочем, сотрудница лесничества от активистов буквально убежала.

«Она приехала на машине к нам, спросила, откуда у меня дрова, я пояснил, что привез из дома. И она пошла обратно, а я попытался задать ей вопрос, что это за схема такая с перепродажей земли, что за вырубки? Она запрыгнула в машину и спешно уехала», — рассказал Леонид

Леонид Кривенок (слева) и Евгений Козлов. Фото: Юлия Шалгалиева / «Северо-Запад. МБХ медиа»
«Главное — в Ладогу окунуться. И снова дышать можешь»

Несмотря на то, что один из владельцев земельного участка отбывает наказание в местах лишения свободы, администрация Приозерского района согласовала прокладку электричества к его будущему коттеджу, а Комитет по природным ресурсам Ленинградской области заключил договор на рубку леса для установки столбов.

Сосновый бор в бухте не является охраняемым объектом. В комитете по природным ресурсам давно лежат планы по созданию заказника «Моторное-Заостровье», включающее данную территорию, но реальное его создание каждый год отодвигается.

Следующая стадия — непосредственно строительство поселка. Активисты протестного лагеря уверяют, что готовы противостоять масштабной вырубке леса — для полемики с лесорубами подготовлена необходимая документация

«Если будут вырубать леса, у нас есть бумага о том, что имущество братьев арестовано» — подчеркивает активист Леонид Кривенок

Местная жительница Нина пришла в протестный лагерь из поселка Моторный, чтобы поддержать протестующих свежеиспеченным печеньем и самодельными варежками. Активисты особенно радуются теплым вещам — они признаются, что бывает не просто ночевать в палатке на берегу холодной Ладоги, особенно в марте.

«Несколько раз просыпался от холода в первые ночи, теперь привык. У нас есть спальники, теплые вещи, многие помогают нам материально, на эти средства мы можем купить обмундирование. Главное — какой бы не была погода, мы не уйдем», — подчеркивает Евгений Козлов.

Несколько лет назад Нина переехала в Ленобласть из Северодвинска и уверена, что протестный лагерь сможет одержать победу — по примеру Шиеса.

«Я поморка, знаю, что все не зря. Наши активисты на Шиесе больше года протестуют против ввоза московского мусора на Север. И в итоге строительная техника уехала, суд обязал “Технопарк” снести свои постройки. И здесь так же можно победить. Я против того, чтобы у людей отнимать это святое озеро. В него окунешься и выходишь другим человеком, понимаете? Я когда землю здесь купила только, дом строился, приходилось много работать, а я пенсионерка, да еще и комары… Я устану бывает, так, что сил нет и бегу к озеру. Главное — в Ладогу окунуться. И снова дышать можешь», — рассказывает Нина

Против застройки высказались и организаторы музыкальных и культурных и экологических фестивалей. Ладожское озеро — место семейного отдыха. Владимир Гусев четыре года подряд проводил здесь летом «Детскую Ладогу» — семейный палаточный лагерь от турклуба «ПИК».  Но уже этим летом чудесный отдых может «обломаться».

Фото: Юлия Шалгалиева / «Северо-Запад. МБХ медиа»

«Если бы частная земля в центре шикарного лесного массива была законной и легальной, мы наверное бы поплакали и разошлись — искать другое место для летнего отдыха. Но в этой истории настолько вопиющим образом нарушен закон, что мы не можем просто смолчать и дождаться, пока появится забор с коттеджами. Если мы сейчас позволим этому беспределу произойти, можем со всей Ладогой попрощаться»,— уверен Гусев.

На поднявшейся волне протеста на ситуацию наконец отреагировал губернатор Ленинградской Области Александр Дрозденко. Он распорядился создать межведомственную комиссию, которая проконтролирует ситуацию с вырубкой леса в Моторном. Впрочем, пока эта комиссия никак себя не проявила, а протестующие не сбавляют оборотов. Они запустили петицию против застройки берега Ладожского озера коттеджным поселком. Ее уже подписало 10 940 человек. Активисты стараются привлекать известных людей — они обратились к режиссеру Андрею Звягинцеву, который снимал в Моторной бухте фильм «Возвращение», с просьбой поддержать кампанию по защите бухты. Режиссер обещал поучаствовать.

Протестный лагерь — хороший способ создать информационный повод и показать серьезность намерений активистов — уверена юрист Людмила Орлова. Но, вероятно, вследствие карантина активистов могут обязать покинуть бухту. Со своей стороны Орлова видит два пути решения проблемы с участком: инициировать уголовное дело о превышении полномочий местной администрацией и привлечь комитет по природным ресурсам с требованием признать действия незаконными. Работа в этих направлениях ведется, выводы делать пока рано, уточняет Орлова.

«Почему власти не видят очевидного? Потому что очевидное не совсем очевидно. Потому что ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) — источник достоверных сведений и на него можно опираться. Вот смотрит чиновник в ЕГРН и видит землю сельхозназначения, и видит собственника. И собственник имеет права на это участок. И нам пишут ответ, что все законно. И это законно. Чтобы власти увидели другое, нужно, чтобы суд решил, что участок попал в кадастр недвижимости незаконно, а Росреестр на основании этого судебного решения убрал участок из кадастра», — разъясняет юрист.

Местный житель Женя Козлов угощает меня ухой из железной миски. Мы сидим на камнях у озера и молчим под шум Ладоги.

«Мы с друзьями зовем этот пляж — русская Доминикана, — вдруг произносит Женя. Жалко терять такое место. Я всегда думал, что здесь будут отдыхать мои дети. Свободным они этот берег могут и не увидеть».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.