В Краснодарском крае 9 сентября прошло первое судебное заседание по делу Артема Данилова, которого обвиняют в убийстве своей жены: по версии следствия, во время ссоры он ударил ее камнем по голове. Свидетелей убийства в деле нет, зато есть заявление Данилова, где сказано, что признательные показания он дал под пытками. Определять, виновен ли Данилов, будут присяжные, которым про пытки на суде послушать не дали. Что происходило сегодня на заседании — в репортаже «Юг. МБХ медиа».
Артем Данилов, обвиняемый в убийстве своей гражданской жены Натальи Грачевой, рассказывает в Гулькевичском районном суде, как приехал в ОВД Гулькевичей давать показания о ее смерти. Обвиняемый только успевает сказать: «Повели наверх, там мне пришлось оговорить себя».
«Подсудимый пытается сформировать мнение у присяжных, что он себя оговорил. Это недопустимо в заседании с участием присяжных заседателей», — говорит прокурор и просит сделать замечание Данилову.
Судья Ольга Мелкозерова соглашается с гособвинителем и объясняет подсудимому, что в суде присяжных он не может рассказывать о том, как добывались доказательства, так как присяжные не могут дать этому юридическую оценку.
«Присяжные, не учитывайте то, что может сказать подсудимый о том, как он себя оговорил!», — восклицает судья Мелкозерова.
Артем Данилов пропускает рассказ о пытках и доходит до момента, когда его арестовали. Он упоминает, что на избрании меры пресечения рассказал, что оговорил себя. Прокурор снова просит сделать замечание. За Данилова вступаются его двое защитников. Начинается перепалка. Судья Мелкозерова говорит присяжным выйти.
«Прокурор опасается, что присяжные как-то узнают, что Данилову на голову кипяток лили!», — говорит блогер Евгений Редько-Лучшев, защищающий Артема Данилова. Он утверждает, что его подзащитный не будет говорить о пытках в отделе полиции, а только расскажет, что не скрывался от следствия и что находился полтора года в СИЗО, а не в розыске.
Адвокат Надежда Воливач поддерживает Редько-Лучшева. Поддерживает его и Андрей Ермаков, представитель потерпевшего — сына погибшей. Он сидит по одну сторону с защитниками, напротив обвинителя и секретаря. Все успокаиваются. Присяжные возвращаются в зал. Данилов заявляет, что ему тогда больше нечего добавить. Стороны начинают задавать уточняющие вопросы о смерти Натальи.
Признание под пытками
По версии обвинения, Артем Данилов с 2017 года жил у Натальи Грачевой и ее двух сыновей в хуторе Тысячном. Грачева много пила, из-за чего в семье происходили ссоры. Во время одной из таких ссор вечером 23 марта 2019 года Артем Данилов взял во дворе камень и ударил Наталью по голове. Та не обратилась за медицинской помощью, а пошла спать.
1 апреля Наталья почувствовала себя плохо, из носа у нее капала кровь. Ее сын Данил Грачев позвонил Артему на работу. Тот приехал и вызвал скорую помощь. 3 апреля Наталья умерла в Краевой клинической больнице №1 в Краснодаре в результате внутричерепной травмы. Экспертиза не нашла ушиба на поверхности головы, но предположила, что он там был.
В материалах дела есть признание Артема Данилова в убийстве, однако он утверждает, что дал его под пытками, а Наталью никогда не бил. В суде он рассказал, что продолжил жить с ее сыновьями. Помогал разобраться с кредитами Натальи и дальше заботился о ее младшем сыне с ДЦП.
По словам Данилова, 16 мая ему позвонили оперативники ОВД Гулькевичей и пригласили поговорить. Оперативники привезли Артема Данилова и старшего сына погибшей Даниила Грачева в отдел полиции. Когда полицейские заводили их через КПП, то один из оперативников сказал дежурному, что не нужно проверять у Данилова и Грачева документы, «так как с ними надо поработать».
Данилова отвели на второй этаж. «Мне сказали: «Давай рассказывай, как все было», — вспоминал обвиняемый в разговоре с юристами Комитета против пыток. — Я стоял у шкафа, начал рассказывать, меня обрывали, говорили, что я вру. Когда я стоял у шкафа, меня стали бить по телу трое… Меня положили на пол, стали бить по бедрам. Который сидел справа, сказал, чтобы меня полили кипятком. Я просил не делать этого. Но мне стали лить на шею и голени обеих ног кипяток. Перед этим подняли штанины джинсов. Кто именно это делал, я не видел. Я испытывал сильные боли, страх, ужас, меня начало трясти», — описал пытки Артем Данилов.
В итоге Артем Данилов дал такие показания, которые от него требовали оперативники. 18 мая его арестовали, с тех пор он находится в СИЗО. В июле Данилов обратился к правозащитникам и зафиксировал телесные повреждения. С тех пор юристы добиваются возбуждения уголовного дела против полицейских.
«Весь хутор Тысячный знает о том, что его пытали», — говорит юрист Комитета против пыток Сергей Романов, пришедший в суд. По разговорам адвокатов и слушателей перед заседанием складывается впечатление, что жители района больше доверяют подсудимому, чем обвинению.
Слезы у присяжных
Заседание в Гулькевичском райсуде начинается на час позже, приставы и секретари готовили зал, двигали столы и скамейки. Это первое судебное разбирательство в районе с участием присяжных. Видно, что сотрудники суда суетятся. Судья даже просит участников процесса говорить медленно и с паузами, чтобы секретарь успевала вести протокол и ничего не забыла.
Слушателей в зале пятеро, клетку с подсудимым окружают трое приставов. В заседании должны были участвовать восемь присяжных, двое из которых запасные. На скамью садятся пять женщин и двое мужчин, один человек не пришел. Им раздали листы бумаги и ручки, чтобы они могли писать свои вопросы во время допросов.
У присяжных сочувствующие Данилову взгляды. Подсудимый рассказывает свою версию событий и делает тяжелые паузы. Когда он доходит до похорон жены, женщина лет 50 и мужчина лет 40 вытирают слезы.
Данилов, отвечая на вопросы сторон, рассказывает, что никогда не бил Наталью, хотя они и конфликтовали из-за ее пристрастия к алкоголю. При этом Наталья часто жаловалась на головные боли и потерю сознания, из-за чего обращалась к врачам.
Так, по словам Данилова, его жена теряла сознание в 2018 году, когда во время работы на полях на нее напала коллега, которую потом оштрафовали. В том же 2018 году она упала без сознания в своем дворе. 23 марта этого года подсудимый и сын погибшей нашли ее лежащей без сознания в туалете. А 25 марта Наталью, потерявшую сознание, пришлось забирать у ее знакомой, с которой они регулярно пили алкоголь. При этом он не видел у жены синяков на голове.
«Артем какая у вас преобладающая рука?», — спрашивает подсудимого представитель сына погибшей Андрей Ермаков. В обвинительном заключении говорится, что Наталью ударили по левой стороне головы, когда она пыталась увернуться.
«Левая. Я левша. Все делаю левой рукой. Правая вспомогательная, только подержать что-то», — отвечает Артем Данилов.
«Удар был нанесен по левой части лица. Могли ли вы левой рукой нанести туда такой удар?», — спрашивает адвокат. Данилов отвечает, что не мог. Несколько присяжных начинают перешептываться и кивать.
Адвокат Андрей Ермак просит подсудимого рассказать, какие у него были отношения с Даниилом Грачевым, сыном погибшей. Артем Данилов объясняет, что хорошие. Во время следствия это подтвердил и сам Грачев. Адвокат Ермак просит это запомнить и обращает внимание присяжных, что соглашается со всеми ходатайствами со стороной защиты, хотя и представляет потерпевшего.
Данилов рассказывает, что между погибшей и ее бывшим мужем Евгением Югаем были конфликты. По словам подсудимого, у Югая были проблемы с работой, он регулярно приходил просить деньги и грозил выселить Наталью, хотя владел только 1/5 долей дома. Сейчас Югай живет в доме Натальи, а ее сыновья у родственников в Татарстане.
«Почему Даниил Грачев не возвращается?», — спрашивает подсудимого адвокат Ермак. «Боится», — отвечает Данилов. «Чего боится?», — уточняет адвокат. Подсудимый думает несколько секунд, смотрит на присяжных и кратко отвечает: «Боится сюда ехать». «Я понял», — заканчивает расспросы Ермак. Судья Мелкозерова спрашивает у присяжных, есть ли у них вопросы, но они отрицательно качают головой.
Следующее заседание состоится 11-го сентября, суд планирует допросить потерпевшего Даниила Грачева по видеоконференцсвязи из Татарстана, так как у него нет денег, чтобы прилететь на Кубань.