Даже альтернативный, более современный тест на наличие туберкулеза не помог ученицам. 19 февраля стало известно, что Гимназия №3 в пермском микрорайоне Гайва отказала в обучении двум сестрам из-за того, что их родители подписали отказ от проведения реакции Манту.
Родители третьеклассницы и девятиклассницы не доверяют государственным медицинским учреждениям, поэтому они обратились в частную клинику, где их детям сделали современный тест, диагностирующий туберкулез, — T-spot. С результатами исследования они пришли в школу, но руководство гимназии отстранило школьниц, заявив, что сотрудники учебного заведения не могут опираться на иные формы диагностирования туберкулеза, кроме как проба Манту и заключение фтизиатра.
«Сотрудники школы не могут толковать результаты анализов, — пояснили в региональном Департаменте здравоохранения. — Реакция Манту — исключение из общего правила. Ее результаты, согласно санитарным нормам и правилам, могут оценить в стенах школы. Всем, кто пользуется другими методами диагностики, нужна справка от врача, подтверждающая отсутствие туберкулеза».
Через два дня после того, как эта история стала известна, певица Юлия Самойлова записала видеообращение к губернатору Пермского края Максиму Решетникову и министру образования региона Раисе Кассиной.
«Конечно, после моей истории понятно, почему я на стороне родителей (Самойлова — инвалид первой группы. В 13 лет она заболела спинальной мышечной атрофией, предположительно из-за осложнений после прививки — «МБХ медиа»). Другой вопрос, если бы семья не подтвердила никак здоровье детей. Я не против Манту, но считаю, что только родители вправе решать вопросы здоровья детей. Я обращаюсь к министру образования Пермского края Раисе Кассиной и к губернатору Максиму Решетникову, прошу разобраться с этим вопросом и допустить детей к образовательному процессу и общению с одноклассниками», — заявила певица.
Главный детский фтизиатр России Валентина Аксенова считает, что руководство школы, которое отстранило от занятий учениц, поступило правильно. «Побольше бы школ, которые так поступали. Не обследованный на туберкулез ребенок, который приходит в общий коллектив — это неправильно, его нельзя пускать», — рассказала она «МБХ медиа».
Она подчеркивает, что ситуация, которая случилась в Перми, произошла из-за того, что родители школьниц не получили заключение у врача-клинициста, который бы мог проанализировать результаты теста. «Мама и папа сделали все, что от них требовалось: альтернативный разрешенный тест, который диагностирует туберкулез, сдали анализ. Но они забыли об одной маленькой детали. Не показали врачу-клиницисту итоги обследования. Он бы выписал заключение, они бы с ним пошли в школу, и все было бы абсолютно нормально».
В России существует законодательное противоречие, вследствие которого недопуск школьниц в учебное заведение оказался возможным. Конституция России гарантирует всеобщее среднее образование и объявляет его обязательным. В отличие от пробы Манту, которая является добровольной. В то же время санитарно-эпидемиологические правила профилактики туберкулеза, утвержденные Минюстом, говорят о том, что «дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания».
Аксенова признает, что такое несоответствие в российских законах существовало и трактовалось по-разному, однако утверждает, что это вопрос уже решен. «Да, такая проблема действительно существовала. На заседании правительства мы с уполномоченным по правам ребенка Анной Кузнецовой обсудили эти моменты и было принято решение написать клинические рекомендации для детей, поступающих и обучающихся в образовательных учреждениях. Согласно этим рекомендациям, если родители детей отказываются от Манту, им необходимо провести альтернативное диагностирование. Если и на него они не согласны, тогда они идут на домашнее обучение. То есть, все варианты предусмотрены в этом положении».
Такие рекомендации действительно были опубликованы в 2017 году, однако, как показывает практика, они, как и все законодательство, связанное с детскими прививками, могут по-разному трактоваться родителями и учебными заведениями.
Аксенова не считает, что в России существует реальная проблема с обязательным вакцинированием. «Около 95 процентов детей в России спокойно и полноценно обследуются на туберкулез. У нас есть санитарные правила, которые обязывают обследоваться, прежде чем ребенок поступит в коллектив. Остальные 5 процентов — это, как правило, отказники ото всего: прививок, диагностических тестов и другого», — заявила она.