В Петрозаводске после переименования улицы Фридриха Энгельса в Петербургскую ее жители столкнулись с массой бюрократических проблем, связанных с переоформлением документов. Мэрия приняла решение на основе опроса во «ВКонтакте», в котором мог принять участие любой желающий, в том числе сторонники проекта «Декоммунизация», которые перепостили опрос мэрии в свою группу. Координатор проекта Дмитрий Энтео связывает трудности, с которым столкнулись жители, с недоработками местных властей.
С инициативой о переименовании улицы выступила малоизвестная в городе организация «Все дома», которую возглавляет депутат горсовета Дмитрий Данильев, пишет портал «Столица на Онего». Мэрия откликнулась и устроила на своей странице во «ВКонтакте» голосование по вопросу: «Стоит ли возвращать историческое название «Петербургская улица» участку улицы Фридриха Энгельса от площади Ленина до проспекта Ленина?». Проект «Декоммунизация» сделал репост опроса в свой паблик во «ВКонтакте» с призывом проголосовать за переименование. Согласились переименовать 4680 человек, не согласились — 2799.
В итоге той небольшой части улицы Энгельса, которая ранее была Петербургской, вернули историческое название. Часть, ранее именовавшаяся Тюремной, до сих пор носит имя немецкого философа. Жилых дома на переименованном участке — два.
«Наша уважаемая мэрша подписала указ о переименовании улицы в декабре, а жители узнали об этом в апреле, когда у них потребовали менять документы», — говорит местная жительница и бывший министр сельского хозяйства Карелии Ванда Патенко. — Мой сосед обратился в ГИБДД, ему тут же сказали платить за справку, чтобы поменять информацию о месте жительства. Другая соседка — преподавательница в университете — пожаловалась на требования менять документы на работе. Соседке из другого дома не выдали заказное письмо, которое ей прислала эта же наша уважаемая мэрия. Поскольку в письме указан новый адрес, почтальон отказалась выдавать письмо — ведь в паспорте указан старый адрес».
«Возникают проблемы при получении наследства, регистрации новорожденных. Депутат обещал нам, что затраты жителей будут равняться нулю, а на деле еще приходится платить и нотариусам. Смена табличек также будет включена в платежный документ, — рассказывает Патенко. — В нашей семье такая проблема: у меня дочь живет в Стокгольме, у нее гражданство России, в паспорте указан старый адрес. Теперь чтобы сделать приглашение ее мужу-иностранцу в Россию, ей нужно ехать менять данные о регистрации. А каково юридическим лицам! У нас тут центр города — много ресторанов», — добавляет она.
Патенко говорит, что жителей возмущает то, что как раз их мнение мэрия не учитывала. «Лучше бы опросили 200 жителей домов, чем те несколько тысяч человек, которые живут в другом месте», — считает она. Нелепости отдельно взятому случаю “декоммунизации” добавляет тот факт, что новую Петербургскую улицу ограничивают проспект и площадь Ленина, а рядом с ней расположен проспект Карла Маркса, отмечает Патенко.
Координатор «Декоммунизации» Дмитрий Энтео считает, что сложности, с которыми столкнулись жители, — недоработка местных властей.
«Вопреки распространенным мифам, российское законодательство не содержит никаких обязательств по изменению документов юридических и физических лиц в том случае, если изменилось название улицы. Это регулируют федеральные законы «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Из законодательства не вытекает чья-либо обязанность изменять ранее выданные документы, печати или вывески. Все документы бланки, штампы, лицензии меняются в плановом режиме: вывеску поменять — при ближайшем текущем ремонте, паспорт – при достижении очередных юбилеев, при смене фамилии. Свидетельство о собственности будет выдано с новым названием улицы и города сразу после совершения первой сделки с объектом, после переименования».
«Говорят, что паспорта менять необязательно. Ну а если вы столкнетесь с нерадивыми чиновниками, которые не знают законы?» — возражает Патенко.
Она говорит, что жители предлагали восстановить историческую справедливость другим образом: «Оставить официальный адрес Фридриха Энгельса, а ниже сделать табличку, что ранее историческое название было Петербургская».
Патенко отмечает, что власти толком еще и не объяснили жителям необходимость переименования. «Кому нужны эти переименования? Была история, был Фридрих Энгельс», — говорит она. Энтео же считает возвращение исторических топонимов необходмым и закономерном процессом, поскольку «советские топонимы являются частью большевистской пропаганды».
Энтео настаивает на необходимости «вычеркнуть из топонимики имена наиболее одиозных функционеров и идеологов государственного террора» и утверждает, что беспроблемное решение этого вопроса находится исключительно в компетенции чиновников. «На Украине за последние 5 лет были переименованы более 52 000 улиц, площадей и населенных пунктов, однако несмотря на масштаб, мне неизвестно о каких-либо значимых проблемах, связанных с процессом декоммунизации», — говорит он.