in

Опасное соседство. «РосРАО» будет перерабатывать опасные отходы в аграрных районах страны

Предприятие «РосРАО». Фото: Донат Сорокин / ТАСС

 

 

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о создании в России семи комплексов по утилизации особо опасных отходов. Четыре из них начнут работать на базе Объектов по уничтожению химического оружия.

Осуществлять государственную программу будут корпорация «Росатом» и предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО». Для реализации проекта будет выделено около 20 миллиардов рублей. В том числе 17 миллиардов из федерального бюджета. К отходам первого класса опасности относятся: полоний, бензопирен, фтороводород, талий, ртуть, соли свинца и другие химические вещества. В Кировской области «комплекс» будет построен на объекте «Марадыковский» в Оричевском районе. Это один из самых густонаселенных и аграрно-развитых районов Вятской губернии. В непосредственной близости от «Марадыковского» находятся районные центры Оричи и Котельнич, поселок Мирный и множество других населенных пунктов. Работают СПК «Искра», Лугоболотная опытная станция, колхоз «Гарский», фермерское хозяйство Савковых и другие сельхозпредприятия.

В 2015 году на объекте «Марадыковский» было завершено уничтожение советского химического оружия, часть которого хранилась еще со времен Великой Отечественной. Всего было уничтожено 40 тысяч авиабомб и снарядов с зарином, зоманом, люизитно-ипритными смесями и V-газом. Уничтожение боевых отравляющих веществ велось по экспериментальной технологии, разработанной российскими учеными. За 9 лет работы объекта было зафиксировано несколько «внештатных ситуаций» с утечкой отравляющих веществ. Об этом журналистам сообщали местные жители.

Фото: Екатерина Лушникова / МБХ медиа

При невыясненных обстоятельствах погиб солдат-срочник Константин Ильинских. Предположительно причиной его смерти могло стать небрежное обращение с химическими снарядами.

В 2017 году в Кировской области планировали разместить 20 вагонов дополнительных отходов химического оружия из Удмуртии. После протестов экологических активистов и местных жителей, от этих планов решено было отказаться.

Сейчас экологические активисты тоже выступили против уничтожения ртути, свинца и фосфатов на территории Кировской области.

— Насколько я знаю, никакой экологической экспертизы будущего завода по переработке отходов «РосРАО» не было проведено, — рассказала активистка Юлия Семенова. — Никаких «общественных слушаний» тоже. То есть местным жителям ничего не сообщили, а решение уже приняли! Я живу в районном центре Котельнич — бывшей «зоне защитных мероприятий» объекта химоружия «Марадыковский». От нас по прямой до объекта 20 км. Мы уже пострадали при уничтожении химоружия, которое велось по экспериментальной технологии. А эксперименты эти ставили на людях! Первое время отравляющие вещества – фосген, люизитно-ипритные смеси сжигали на открытом воздухе обычным керосином, а зимой содержимое бомб просто выливали в прорубь на Карповых озерах. Причем говорили, что все это совсем неопасно, природа все переработает! Говорят, что экологическая обстановка в нашем районе в норме, но тогда почему болеют люди?! Почему столько онкологических заболеваний?!

Экологическую опасность проекта комплекса «РосРАО» оценить очень сложно, так как этот проект в Кировской области, похоже, пока еще никто не видел, включая губернатора Игоря Васильева. Ситуацию прокомментировала ученый-химик, доктор технических наук, профессор ВятГУ Тамара Ашихмина.

— Я видела только Концепцию «РосРАО», — сообщила Тамара Яковлевна. — Я ее забраковала, так как считала, что она нуждается в доработке. Насколько я знаю, губернатор Игорь Васильев ее тоже не подписал. В документе не было конкретных данных: какие именно вещества первого класса опасности будут уничтожаться, в каких объемах и по какой технологии. Понимаете, одно дело, если это будет метод нейтрализации, а другое дело – сжигания. Когда уничтожалось химоружие в «Марадыковском», использовался метод нейтрализации в корпусе снаряда, эта технология зарекомендовала себя достаточно хорошо. Но с другой стороны речь шла только о 7 тысяч тонн ОВ (отравляющих веществ), которые уничтожили, а отходы захоронили. А если вещества первого класса опасности будут постоянно ввозить из других регионов России и постоянно перерабатывать и утилизировать, то это совсем другая нагрузка на окружающую среду. Сейчас оценить возможный экологический ущерб очень сложно. Ко мне за консультацией никто не обращался.

— Но ведь экологическая экспертиза должна быть проведена согласно законам РФ

—  Да, должна, но насколько я знаю, экспертизы не было. И я не уверена, что будет.

— Как вы думаете, может быть, стоит отказаться от планов использовать объект «Марадыковский» в промышленных целях? Может быть, лучше сравнять все с землей?  

— Это безопаснее, но не лучше. Кировской области нужны инвестиции, нужны деньги, нужны рабочие места. Сравнять современное производство с землей… вряд ли такое решение можно назвать разумным. Нужно использовать «Марадыковский» на благо региона, конечно, с учетом экологических рисков.

Согласно планам российского правительства, комплексы по переработке опасных отходов будут создан на объектах «Камбарка» в республике Удмуртия, «Щучье» в Курганской области, «Горный» в Саратовской области и «Марадыковский» в Кировской области. На объект «Марадыковский» планируется потратить около 5 миллиардов рублей.

Предприятие начнет свою работу в 2023 году, планируемая мощность — 50 тысяч тонн отходов в год.

В пресс-центре правительства Кировской области ситуацию со строительством экологически опасного предприятия на территории региона обещали прокомментировать в течение семи рабочих дней.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.