in

«Он вел себя так нагло». За что арестовали, а затем уволили главу депздрава Орловской области

Глава департамента здравоохранения Орловской области Иван Залогин
Глава департамента здравоохранения Орловской области Иван Залогин. Фото: личный архив

В конце апреля главу департамента здравоохранения Орловской области Ивана Залогина уволили с должности и обвинили в превышении должностных полномочий и препятствовании работы диализного центра. В ходе следствия и проверок местного Минздрава было установлено еще множество нарушений в работе учреждений здравоохранения, вплоть до угрожающих человеческой жизни. В каких условиях в последние годы работали орловские медики — в материале «МБХ медиа».

Лицензия на диализ

Главу департамента здравоохранения Орловской области Ивана Залогина 30 апреля уволили «по инициативе работодателя» после того, как он стал фигурантом уголовного дела. Добровольно уходить в отставку он отказался, писали «Орловские новости». Чиновника и одного из его подчиненных подозревают в воспрепятствовании предпринимательской деятельности (ч.1 ст. 169 УК РФ, до 360 часов обязательных работ) и превышении должностных полномочий (ч.1 ст. 286 УК РФ, до четырех лет лишения свободы). 

По данным следствия, Залогин осенью прошлого года поручил одному из работников департамента (его имя СК не раскрыл) проверить диализный центр «Нефрос-Калуга». После этого подчиненный внес в акт проверки формальные нарушения, и фирма не смогла переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности и открыть отделение диализа в Орловской области. Залогин свою вину не признал, суд отправил его под домашний арест на два месяца — до 19 июня. «Нефрос-Калуга» обжаловал отказ в переоформлении лицензии и все-таки открыл отделение диализа в Орле.

«Он вымогал взятки у предпринимателей, это я знаю точно. У меня есть хорошие знакомые, которые, чтобы оказать одну медицинскую услугу, должны были платить откат. И они даже были готовы, но там была неподъемная сумма», — рассказал «МБХ медиа» орловский журналист, политобозреватель Владимир Панфилов. Раскрывать название компании он не стал, чтобы обезопасить бизнесменов.

Во время обысков в кабинете Залогина обнаружили в сейфе доллары и рубли на общую сумму 5,5 млн рублей. Согласно декларации чиновника за 2019 год, его доход составил 2,07 млн рублей, а доход его супруги — 16 копеек. 

«Это только верхушка порочной пирамиды»

«Это был повод. Он вел себя так нагло. И если следователи сработают честно, то появятся новые эпизоды», — считает Панфилов. С ним согласны и медики. «Это только верхушка порочной пирамиды, выстроенной при главе департамента. Все это могло бы заставить задуматься, стоит ли такого человека держать на своем посту. Знаете, есть такая поговорка — все как с гуся вода. Никаких решений кадровых не применялось. Складывалось такое ощущение, что губернатор занял позицию “ничего не вижу, ничего не слышу”», — сказал в разговоре с «МБХ медиа» фельдшер, руководитель регионального отделения профсоюза медработников «Действие» Дмитрий Серегин.

Один из Диализных центров "Неврос-Калуга"
Один из Диализных центров «Нефрос-Калуга». Фото: Нефрос-Калуга / ВКонтакте

Работа Залогина в департаменте здравоохранения Орловской области сопровождалась скандалами с увольнением врачей и урезаниями зарплат, антикоррупционными делами в отношении подчиненных, завышением цен при госзакупках.

Например, в начале апреля 2021 года силовики задержали заместителя Залогина Альбину Королеву. Против нее возбудили уголовное дело по статье «халатность» (ч.1 ст. 293 УК РФ, до трех месяцев ареста). Следователи считают, что бездействие Королевой привело к тому, что дети-инвалиды несколько месяцев не получали бесплатных лекарств, хотя из бюджета деньги на это выделялись. Ситуация изменилась после того, как родители обратились в СМИ и пожаловались на открытую недавно прокуратурой «горячую линию» по вопросам нарушений в сфере льготного лекарственного обеспечения. И эти семьи не единственные. При Залогине в 10 раз увеличилась задолженность по выдаче бесплатных лекарств по рецепту, сказал «МБХ медиа» Серегин. «За месяц задержаны уже три человека в орловском Минздраве. И, возможно, это еще не конец», — написал на своей странице в Facebook Павел Воробьев, бывший советник врио губернатора Орловской области Андрея Клычкова по медицине.

Во время первой волны пандемии коронавируса медики жаловались, что они не получают обещанные президентом выплаты за работу с больными COVID-19. Активисты заявляли о том, что медработникам не позволяют делать ПРЦ-тесты, а также им не хватает средств индивидуальной защиты.

Депутаты региональной думы регулярно получали жалобы на работу Залогина от местных жителей и медиков. «Вся та медицина, которая существует в Орловской области, это мрак. Все разваливается, те косметические мероприятия, которые проведены, они визуальные, но картины не меняют.  И, мне кажется, с годами ситуация ухудшается», — прокомментировал «МБХ медиа» руководитель фракции «Справедливой России» в Орловском облсовете Денис Филипченков.

Небезопасные роды

В 2016 году, в День защиты детей, президент РФ Владимир Путин посетил Научный центр акушерства и гинекологии имени академика Кулакова. «Я хочу поздравить вас с праздником — Днем защиты детей. А вы как раз самое непосредственное отношение к этому имеете. Вы как раз первые, кто начинает это делать», — обратился Путин к врачам. «Безумно интересно все это, конечно», — сказал президент, осматривая новый перинатальный корпус. 

Спустя пять лет именно специалисты этого учреждения мониторили работу Научно-клинического многопрофильного центра медицинской помощи матерям и детям им. З.И. Круглой в Орловской области. Они нашли нарушения, угрожающие здоровью беременных и новорожденных. О результатах проверки рассказали в прямом эфире на странице «ВКонтакте» Серегин и учредитель общественного движения «Граждане Орла» Елена Шураева. «МБХ медиа» ознакомилось с отчетом центра им. Кулакова.

Рассмотрение дела Ивана Залогина в Советском районном суде города Орла
Рассмотрение дела Ивана Залогина в Советском районном суде города Орла. Фото: СУ СК России по Орловской области / ВКонтакте

«Было выявлено множество нарушений. Все они разместились на 120 страницах текста. То, что там написано… После этого нужно просто снимать главных врачей. Ведь на кону женщины и дети. Есть коррупционные составляющие», — сказала Шураева. «Как можно оказывать медицинскую помощь с такими показателями? Это катастрофа, товарищи», — возмущался Серегин. Члены общественного движения «Граждане Орла» считают, что выводы Минздрава должны заинтересовать следователей и аудиторов.

Проверяющие обратили внимание, что в Орловской области нет акушерских стационаров первого уровня, а финансирование на них выделяется. «Паразительнейшая история. Где эти деньги?» — удивился в прямом эфире Серегин. Стационары первого уровня — это акушерские стационары, в которых нет круглосуточного пребывания акушера-гинеколога. В такие отделения привозят первородящих женщин, у которых нет осложнений беременности. Их доставляют в стационар при экстренных родах. «В 2019 году вне родильных отделений было зафиксировано 37 родов (частота 6,2 на 1000 родов), из них 23 произошло на дому», — подсчитали эксперты Минздрава. В медицинских центрах Орловской области родились 5961 детей.

Специалисты центра остались недовольны и оснащением роддома. В больнице не хватает одноразовых салфеток для дезинфекции рук и нет контейнера для сбора отходов. В перинатальном центре нет эластичных бинтов. Комиссия установила, что в медучреждении отсутствует жизненно важное оборудование, а то, на котором работают, старое. «Используется функционально устаревшая и изношенная техника с исчерпанными ресурсами. Изношенность оборудования составляет 95,6%! Оборудования для реанимации новорожденных отсутствует! В родовом отделении нет аппарата ИВЛ», — перечислила Шураева. «Не приспособлены для оказания экстренной помощи приемные отделения в акушерских стационарах», — говорится в отчете Минздрава.

«В упоминании об оборудовании в аналитическом отчете НКМЦ были специально сгущены краски с целью повлиять на скорость закупки новой аппаратуры», — объяснило после прямого эфира руководство НКМЦ им. Круглой. По данным сайта госзакупок, тендеры на закупку аппарата ИВЛ медучреждение объявило за месяц до мониторинга Минздрава, а контракты заключили до того, как на стол Залогина лег отчет о проверке. Оборудование поставила компания «Делмед».

Также в медучреждении большая текучка кадров. Основные причины — низкая зарплата и большая нагрузка. «Вы представляете, какую помощь окажет реаниматолог, который не спит двое суток, роженице или малышу? Это не в укор медикам. В докладе указано, что все они работают на высшем уровне! Работают за пятерых. Укомплектованность штатного расписания по реаниматологам составляет 18%», — говорила в прямом эфире Шураева. Еще одна причина увольнения медиков — конфликты с руководством, сказал Серегин «МБХ медиа». «При Залогине выдавливали неугодных врачей, специалистов высокого уровня, которые имеют свое мнение», — уточнил он.

Главврач центра Людмила Крылова заявила изданию «ОрелТаймс», что все рекомендации, изложенные в аналитическом отчете, были учтены и устранены, кроме постройки нового корпуса. «Ее слова легко опровергнуть, просто приехав в акушерский корпус, — там до сих пор нет пандуса для завоза каталок скорой помощи. То есть родственники или сотрудники скорой помощи вынуждены заносить рожениц, находящихся в тяжелом состоянии. Я и сейчас получаю жалобы от членов профсоюза, которые работают в этом учреждении», — опроверг позицию больницы Серегин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.