В Тулуне продолжают разбираться с последствиями наводнения: несмотря на то, что в самом городе вода сходит, от земли по-прежнему отрезаны села выше по течению. Иркутские активисты нашли катамаран и решили помочь жителям Тулуна — и неожиданно собрали деньги на поставку гуманитарной помощи. Мы поговорили с активистом Захаром Сарапуловым и узнали, как местные жители помогают людям из сел на реке Ия, как активисты штаба Навального договорились с «Единой Россией» и как власти просят активистов помочь сельским жителям.
Как рассказал «МБХ медиа» Сарапулов, утром 29 июня ему написал друг, у которого был катамаран. Он предложил отправиться в Тулун и села выше по течению реки Ия, потому что «там сейчас много проблем». Правда, на транспортировку катамарана не было денег, и они решили собрать их среди знакомых. «Мы кинули клич и собрали 275 тысяч рублей, — говорит активист. — Мы столько не ожидали — планировали тысяч 15 собрать».
После успешной кампании Сарапулов и его соратники решили организовать сбор гуманитарной помощи. За пять дней активисты собрали два грузовика — один с топливом и продуктами, другой с вещами и газовым оборудованием. Часть вещей погрузили на катамаран и отправили вверх по реке — до села Аршан, которое находится в 120 километрах от Тулуна по воде.
Гуманитарную помощь активисты собирают в Иркутске. Последний грузовик был заполнен полностью — на 6 кубометров. Сначала его долго не могли заполнить, но активисты собирали груз по всему городу — в том числе взяли вещи у местной «Единой России». «Несмотря на политические разногласия, груз-то надо довезти, глупо пустую фуру гнать. Но мы проследили, чтобы ни одна наклейка в мешки не попала. А так — почему нет?», — говорит активист.
В самом Тулуне, как говорит Сарапулов, ситуация стабилизируется — жителям помогают другие активисты, работают власти и МЧС. А до сел выше никто не может доехать — там нет дорог и электричества, а у властей нет судна, на котором можно добраться. «Даже конфликтная ситуация получилась. Мы несли гуманитарную помощь не в Тулун, а в села выше по течению. Ее забросили на берегу, а перед ней выстроились люди, думали, что это им», — рассказывает Сарапулов.
На катамаране в Аршане сейчас находятся три активиста. Они работают там до сих пор, и Сарапулов «надеется, что они вернутся». В это время в Иркутске продолжают формировать грузовики с гуманитарной помощью. У активистов осталось 107 тысяч рублей, и они думают прекратить первую фазу гуманитарной помощи — тем более, что в Тулун помощь поставляет государство. Они планируют собрать еще волонтеров и вернуться туда, как спадет вода — разбирать завалы.