Общественная кампания против строительства в устье реки Смоленки в Санкт-Петербурге шла несколько месяцев, два митинга, которые организовали активисты, собрали больше тысячи участников — не только с Васильевского острова, но и со всего города. 15 марта врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов подписал закон, запрещающий строительство на этой территории — теперь на этом месте будет сквер.
Побережье у устья реки Смоленки долгое время представляло пустырь, зарастающий деревьями. С 90-х годов появлялись разные проекты освоения этой территории, последним предложением была постройка на этом месте многоэтажной гостиницы. Постановления о строительстве подписал бывший губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Для района это означало одно: Васильевский остров лишится еще одной зеленой зоны, которых на острове и так немного. Жители говорят, что им приходится гулять с колясками по Смоленским кладбищам, ведь это одно из немногих мест в районе, где есть деревья.
Жители района не раз протестовали против этого решения: активисты провели несколько митингов и подали иск к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, которая выдала разрешения на застройку этого участка. 15 марта врио губернатора Александр Беглов наконец подписал поправки к закону «О зеленых насаждениях общего пользования», согласно которым территория вокруг Смоленки юридически становится парком, и строительство на ней запрещается.
Однако даже об этом активисты узнали не сразу. Ирина Баханович, одна из защитников парка и истица к Стройнадзору, рассказала нам, что законопроект был отправлен из Законодательного собрания в Смольный еще 1 марта — а после этого его «потеряли». Уже 18 марта — после того, как к вопросу подключились СМИ и обвинили врио губернатора в затягивании процесса — подписанный Бегловым законопроект все-таки опубликовали.
Поправки вступят в силу 25 марта, поэтому судебное заседание против Стройнадзора, которое должно было пройти 19 марта, перенесли на 9 апреля, чтобы суд мог опираться на этот документ. При этом Баханович рассказала нам, что суд изначально был на стороне активистов и тоже считал, на территории зеленых насаждений любое капитальное строительство запрещено. Защитники парка надеются, что 9 апреля суд вынесет решение в их пользу и признает незаконными разрешения на строительство. Так как территории теперь присвоен охранный статус, повторное разрешение выдать уже не смогут. Но активисты планируют идти дальше и требовать отмены самих постановлений, подписанных Полтавченко: как подтвердила ФАС, они были выданы с нарушениями.
По мнению Ирины Баханович, решение о защите парка во многом связано с тем, что 2019 год для Санкт-Петербурга — предвыборный, выборы губернатора пройдут 8 сентября. «Конечно, то, что Беглов подписал этот законопроект — влияние исключительно выборного года, ему нужно зарабатывать очки перед избирателями», — считает Ирина. Однако замечает, что в защиту парка и раньше выступали депутаты: например, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский и депутат Государственной Думы Сергей Боярский. «Администрация района тоже подключилась, когда увидела общественный резонанс, — рассказала Ирина. — Они встали на нашу сторону, присутствуют на судебном процессе как третье лицо, но с нашей стороны: сидят рядом с нами и поддерживают нас во всём».
После того, как поправки вступят в силу, встанет вопрос о благоустройстве парка. Активисты надеются, что кроме госорганов и Комитета по благоустройству в процессе будут участвовать и местные жители. Сейчас уже проходит общественное обсуждение проекта по благоустройству пешеходных зон на набережных Смоленки, но территория устья в этот проект пока не включена.
Протесты по поводу застройки скверов и парков в Петербурге проходят не только на Васильевском острове. Мы рассказывали о проекте нового здания музея Федора Достоевского — стеклянно-бетонный куб планируют втиснуть между двумя историческими зданиями на место сквера. А другие активисты протестуют и судятся против постройки торгово-развлекательного комплекса на месте Фарфоровского кладбища — на нем массово хоронили жертв блокады Ленинграда, а комитет охраны памятников отказывается признавать его объектом культурного наследия.