Город Олонец в Карелии имеет богатую историю — это один из древнейших населенных пунктов на севере России, стоянки человека там были замечены в 3-2 тысячелетиях до нашей эры. По-карельски название города — Anus (финны деликатно зовут его Aunus, от слова «низина»). Город известен не только этим, но и постоянными несчастьями, скандалами и происшествиями — даже Ургант рассказал об Олонце на «Первом канале». Рассказываем, что именно происходит в городке (а там есть и много чего хорошего).
В цирке не смеются
Про Олонец вся страна узнала, когда в передвижном цирке медведь напал на дрессировщика во время представления. Коллега пытался отогнать хищника, но это получилось лишь с помощью электрошокера. Галина Гурьева, которой удалось снять видео нападения, писала, что медведь подходил и к зрителям, а ограждения вокруг арены не было. Саму запись не рекомендую смотреть чувствительным людям — зрелище и правда неприятное.
Дрессировщик остался жив — хорошо, что медведь был в наморднике. Администрация цирка успела обвинить в нападении медведя зрителей, которые фотографировали со вспышкой, а работники цирка объяснили это «осенним обострением» у мишки и его старостью — животное хотели отправить на пенсию еще год назад, но не нашли, куда его поселить.
Этот случай поднял вопрос об изменении мер безопасности в цирках или даже о запрете использования в них животных. Гендиректор Росцирка Владимир Шемякин заявил, что в российских цирках звери продолжат участвовать в представлениях, потому что животные по-прежнему привлекают зрителей. Во многих странах участие диких животных в представлениях запрещено. Тем не менее, такие цирки пользуются высокой популярностью, тот же Cirque du Soleil.
Недавно в Карелии во время циркового представления медведь напал на артиста. Дикие животные могут быть опасны для зрителей, а в России до сих пор применяют насильственные методы дрессировки. Так не пора ли запретить цирки pic.twitter.com/wLHsIuWpgK
— МБХ Медиа (@MBKhMedia) October 26, 2019
По этому инциденту возбуждено уголовное дело по статье 238 УК — «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей». Следователи до сих пор не приняли решение по делу.
Вместо запрета использовать диких животных один из карельских депутатов предложил отправлять в цирк медведей, которые пугают людей в лесу. Или же развивать охотничий бизнес и отстреливать косолапых.
Расстрелять! Как депутат Щербаков прославился
Самое интересное, что происходит в Олонце, — это споры внутри районного аппарата. Больше всех там отличился глава райадминистрации Сергей Прокофьев. На заседании одной из комиссий горсовета он сказал, что в городе завелись «социальные паразиты», когда его спросили о приведении в порядок братской могилы. Мол, «люди в районах создают ТОСы, привлекают дополнительные деньги», а в Олонце ничего такого нет.
Когда же жители спросили его о неработающей общественной бане, плохом уличном дренаже и прочих проблемах, чиновник заявил: «Была бы лицензия, четверых бы пристрелил, остальные успокоятся». Назвать тех четверых активных жителей города, которые удостоились бы депутатской пули, Прокофьев отказался. Позже он пытался обратить это в шутку, но олончане так не посчитали — в соцсетях, да и на улицах еще долго обсуждали это громкое высказывание.
Депутат Олонецкого горсовета Нина Щербакова написала обращение главе Карелии, посчитав поведение районного чиновника грубым, недостойным и нарушающим Кодекс этики государственных служащих.
Заявление на Прокопьева написала и активистка Наталья Антонова, которая занимается в Олонце патриотическим воспитанием. В своем обращении к генпрокурору России, Карелии и Олонецкого района Наталья говорит, что опасается за свою жизнь. У нее уже бывали серьезные столкновения с главой райадминистрации. После ее просьбы выделить здание под музей боевой славы в Олонце Прокопьев, по словам Антоновой, выделил гараж, где прежде держали собак.
Высказывание породило борьбу внутри городского аппарата. Участники конфликта встретились на канале «Россия 1» в передаче «60 минут». Щербакова пересказала произошедшее, Прокопьев открестился от своих слов в эфире, назвал это «провокацией» и «попыткой дестабилизировать обстановку» в районе, а также пообещал подать в суд.
В защиту Щербакова появилось видеообращение нескольких человек, которые представились депутатами горсовета. «Это не соответствует действительности», — заявили они, не уточнив, что именно имеется в виду.
И это еще не конец истории!
Охота на ведьм(у), суды и клевета
Через месяц после идеи расстрелять часть местных жителей началась травля депутата Нины Щербаковой, той самой, которая написала жалобу на слова Прокофьева. Ее обвинили в попытке вдвое сократить финансирование местного ДК. Такие сообщения появились в пабликах районной газеты «Олония» и «Олонецкого центра творчества и досуга».
Сама Щербакова сказала, что информация искажена. ДК находится в ведении района, но финансируется городом. В Олонце много других проблем, на которые можно потратить деньги, та же канализационная система (это проблема еще «всплывет» во всех смыслах). На содержание ДК из бюджета Олонца хотят отдать около 10 миллионов рублей, а доходы от него и торговли внутри учреждения идут мимо городской казны.
Сергей Прокофьев время зря даром не терял и подал в суд на Нину Щербакову за клевету. Правда, не от своего имени, а от имени администрации Олонецкого района. То есть защищать свое имя он будет на деньги налогоплательщиков. Начался судебный процесс, на котором Щербаков не объявлялся — видимо, вспомнил, что есть 306 статья УК за заведомо ложный донос.
Но Щербаковой было что на это ответить. Она пришла к Прокофьеву на работу и записала с ним разговор, где он подтверждает, что говорил о «социальных паразитах» и «расстреле» четверых. Его даже послушать можно! Из-за этой записи Горсовет вынес Щербаковой «публичное порицание», правда, текст документа Нина не увидела даже после письменной просьбы его предоставить.
Хорошо, что в Карелии живут неравнодушные люди. Союз журналистов Карелии просит главу администрации и депутатов прекратить публичную травлю Щербаковой и публично извиниться. «Достаточно уже позорить Карелию и свой район показательной охотой на ведьм», — говорится в тексте их заявления.
Неудивительно, что после всей шумихи жители Олонца стали собирать подписи за отставку главы администрации Сергея Прокопьева. Кому хочется, чтобы твой город засветился в «Вечернем Урганте» из-за желания главы администрации расстрелять людей?
Канализация, цивилизация
В городе огромная проблема с канализацией. Фекалии текут по улицам города и соседних сел не первый год. В Олонце подвалы заливало отходами еще год назад. Коммунальщики и власти города то ли испугались запаха, то ли просто ленятся, но к тому моменту жители ждали с их стороны хоть какой-то активности уже четыре месяца.
Весной прошлого года олончане остались почти без воды — старые трубы устали работать. Жители не растерялись и решили провести народный сход, куда пригласили главу региона. Схода в итоге не было, но глава приехал, еще и специалистов Минстроя с собой захватил. Те предложили жителям на время купить насосы своими силами. План по восстановлению труб хоть составили, уже хорошо.
Новый год — старые новые проблемы. Город опять тонет в экскрементах, они лезут из подвалов и канализационных люков. Жители составили видеоэкскурсию и выложили ее для публичного обсуждения. В комментариях люди жалуются, что год от года проблема не решается. «Никому мы не нужны», «город весь в дерьме, подвалы все затоплены», «вонь страшная» — вот что можно прочитать в комментариях.
Один в поле не светофор
Но если бы проблемы в городе закончились на скандальном депутате и проблемами в трубах. Тут за все борьба идет, даже за единственный в городе светофор.
В 2011 году Олонец стал обладателем первого в городе светофора с легкой руки предпринимателя Сергея Кохова, который тогда был главой поселения. Кохов купил светофор на свои деньги, позже он сдавал его в аренду другому главе города. В 2016 году договор закончился, и Сергей про светофор забыл. Вспомнил только в конце 2019 года: написал заявление о том, что город светофор не выкупил, но продолжил им пользоваться, начал судебный процесс.
Редакция газеты «Олония», которая первая написала о скандале, связывает иск Кохова с другим заявлением против него. Бизнесмен должен городу примерно ту же сумму, что потратил на светофор, эксплуатируя один из земельных участков. Круговорот денег в администрации, да и только.
Удар ворот
Вообще интересно, как предметы становятся героями новостей в Олонце. Этим летом старые футбольные ворота придавили 11-летнюю девочку — вытащить ребенка из-под них смогли лишь взрослые. Стадион, где все произошло, планировали отреставрировать, но само футбольное поле открыли после ремонта два года назад.
Бабушка потерпевшей возмущена: «Сейчас есть столько технологий, неужели нельзя установить ворота так, чтобы они не падали на детей. В конце концов, зачем детей рожают, чтобы их потом вот так загубили?!».
Родственники девочки подали заявление в полицию, но остались недовольны их работой. По их словам, стражи порядка не приезжали на стадион, а попросили родителей сделать фотографии для протокола. В МВД заверили, что полицейские выезжали на место происшествия.
Глава администрации Сергей Прокопьев, на тот момент еще не прославившийся своим высказыванием, отказался комментировать произошедшее для газеты «Руна» и не стал разговаривать о ремонте стадиона.
Виноват лось
Фауна тоже играет важную роль в жизни города. Олонец ценится жителями и туристами за близость к природе. Главное — держаться к ней на почтительном расстоянии. А то получится массовая авария по вине лося, который перебегал трассу.
По сообщениям СМИ, пострадал 30-летний водитель «Фиата» и трехлетняя пассажирка «Форда». О судьбе лося умалчивается, но вряд ли такое тесное знакомство с машиной обошлось для него царапинами.
Жизнь молока в городе
Нелегко живется в Олонце и бизнесу. Особенно молочному. Олонецкий молочный комбинат (ОМК) работает почти 20 лет. Последнее время компании ставят палки в колеса. В начале 2019 года комбинат подал в суд за слишком высокую аренду со стороны региона. В 2016 году ОМК уже судился по такой же ситуации, выиграл суд отсудил 13 миллионов рублей переплаты. Это не помешало администрации области поставить повышенную цену аренды еще раз. На ошибках учатся, но одного урока, похоже, мало. ОМК выиграл и этот суд.
Весной правительство Карелии не хотело продлевать предприятию аренду, но потом передумало и смилостивилось.Так это выглядело со стороны. На самом деле в то же время был принят федеральный закон, который обязал продлевать аренду добросовестным арендаторам.
Комбинату бы расшириться, да законы не позволяют. Для этого компании нужно выкупить арендуемые помещения, но они находятся в уставном капитале Фонда госимущества Карелии. Фонд по закону к 2020 году должен быть ликвидирован, но продать помещения ОМК они все равно не могут — нет механизма для передачи имущества. Но Фонд уже не раз производил такую процедуру.
Одна из депутатов предлагала приватизировать здание комбината, но правительство категорически против. А молоко у них вкусное, кстати, мне друзья рассказали.
Но есть и хорошие новости
В городе на реке Олонка не все так плохо. Олонец занял второе место в рейтинге малых городов для отдыха. А каждую весну, в середине мая, в Олонце проводятся ставший традиционным праздник «Олония — гусиная столица» с его кульминацией — «Олонецкие гусиные бега». В забегах принимают участие домашние питомцы, которых подгоняют их хозяева.
На празднике есть и сельскохозяйственная ярмарка, и заплыв по реке, где можно выиграть призы, и праздничный концерт. На Олонецкую равнину в процессе миграции ежегодно прилетают около полутора миллионов гусей и других пернатых — есть на что посмотреть. В этом году фестивалю исполнится 19 лет!
А каждую зиму в Олонце проходит фестиваль «Олонецкие Морозные игры», связанный с днем рождения Карельского Морозца Паккайне. На него съезжаются друзья-волшебники: Российский Дед Мороз из Великого Устюга, Царь Берендей, Талви Укко, Дед Халла, Матушка Зима, Карельская Вьюга, Сосновоборский Дед Мороз, Карельский дедушка Мороз из села Заозерье.
До Олонца можно доехать из Санкт-Петербурга примерно за 5 часов: на автобусе или машине. Город, может, и не самый выдающийся, но как минимум интересный.
Бонус-трек
Местные жители любят свой город и посвящают ему песни с западающими в душу строками: «охота уезжать начинает пропадать», «низкий поклон и уважение тем местным, кто говорит и понимает по-карельски», «на этих улицах я рос, хотя и не скажешь, что я дитя пятиэтажек и деревяшек», «тебя любят и ненавидят, но все равно же здесь живут», «я твой сынишка, ты мой отец, Олонец». Да и бит качает.