С 13 апреля закрытый город атомщиков Заречный под Пензой полностью закрыли из-за угрозы распространения коронавируса. Въезд и выезд местных жителей – только по разрешениям местной администрации.
Зареченцы по-разному отнеслись к новым ограничениям. Одни послушно сидят дома и призывают соседей максимально дистанцироваться от внешнего мира. Другие возмущаются ужесточением режима в и без того закрытом городе. Местные власти пытаются успокоить население, юристы говорят, что решение о закрытии полностью законно. Эксперты считают, что происходящее стоит рассматривать не только в юридической плоскости, но и с точки зрения психологии жителей закрытого города.
Спецпропуск за 48 часов
Город Заречный находится в 12 километрах от Пензы. Градообразующее предприятие — приборный завод АО ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» — крупнейшее промышленное предприятие Пензенской области и одно из самых крупных в системе Госкорпорации «Росатом». По закону РФ «О закрытом территориально-административном образовании» от 14.07.1992 г. № 3297-1, на территории Заречного установлен особый режим, включающий специальные условия проживания граждан.
Решение о закрытии Заречного 8 апреля принял губернатор Пензенской области Иван Белозерцев. На тот момент здесь было два подтвержденных случая коронавирусной инфекции, четыре предварительно положительных случая, на карантин закрыли три подъезда. Как следует из этого постановления, с 13 апреля въезд в Заречный не живущим там людям разрешен только по служебной необходимости. Выезд жителей города – только по специальному разрешению администрации Заречного, образцы которых выложены на официальном городском сайте.
Глава города Заречный Олег Климанов 11 апреля принял отдельное распоряжение, в котором жителям разъяснили детали нового запрета.
В частности, специальные разрешения на проезд через КПП Заречного администрация должна выдать (или отказать в выдаче) в течение 48 часов с момента обращения.
В случаях, не терпящих отлагательства (обращение за экстренной медицинской помощью, помощь престарелым гражданам, несовершеннолетним, оказавшимся
в опасной ситуации, случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью) – выдать разрешение должны немедленно. В документе указано, что выдача разрешений в таких случаях организована круглосуточно, но на сайте Заречного режим работы горячей линии по выдаче разрешений на въезд и выезд из города указан строго – с 9.00 до 18.00.
Для получения разрешения на экстренный выезд из города в выходные зареченцам порекомендовали обращаться в местное Управление гражданской защиты.
Реакция жителей Заречного
Зареченцы начали активно обсуждать закрытие города в соцсетях в тот же день, когда губернатор подписал постановление – 8 апреля.
Страница главы города во ВКонтакте особенно популярна у местных жителей. Первое сообщение появилось в ленте Олега Климанова поздно ночью 8 апреля:
«С 13.04 закроют город. у нас чс или коменданский час.. на каком основании.. а прежде чем это делать вы подумали о том что у многих родители живут в деревнях где нет не только аптеки но и продуктовых магазинов» (орфография и пунктуация сохранены)
Следующим утром другой пользователь спросил у главы, от чего конкретно должно защитить закрытие города, если перемещение людей на работу в Пензу будет продолжаться, и как людям бросить свои дачные участки за пределами Заречного?
Уже 10 апреля – за три дня до ограничения въезда в город – зареченцы пожаловались на невозможность получить спецразрешения в администрации. А в первый день действия ограничений – на то, что разрешения оформляют дольше положенного.
Апогея ситуация достигла в тот же день: вечером 13 апреля в соцсетях появилось видео, на котором люди пришли в администрацию с требованием снять ограничения. Авторы канала в Instagram подписали его: «Неужели закрытие города для кого-то оказалось сюрпризом?».
Это же видео на странице главы города во ВКонтакте набрало три тысячи просмотров и около сотни комментариев. Олег Климанов в комментариях под видео не высказался.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Закрытие города: законно или незаконно?
Местный юрист и заместитель директора Управления городского развития администрации Заречного Олег Журавлев разъяснил зареченскому порталу «Город Z» законность введения новых ограничений. По его словам, нормы Конституции РФ и федеральных законов нарушены не были – в том числе, статья 27 Конституции «Право граждан на свободу передвижения».
Юрист зареченской администрации сослался на статью 55 и 56 Конституции. В них говорится, какие права граждан могут, а какие не могут быть ограничены федеральным законодательством.
– Согласно Конституции, право граждан на свободное передвижение не отнесено к тем правам, которые нельзя ограничить федеральными законами. И у жителей Заречного это право уже давно ограничено законом РФ «О закрытом административно-территориальном образовании». Как могут жители закрытого города говорить о свободе передвижения, когда каждый день, въезжая в Заречный, предъявляют военному соответствующий документ? В настоящее время ситуация в стране и мире существенно изменилась, соответственно, и пропускной режим в городе во исполнение соответствующего постановления губернатора Пензенской области усилился. Поэтому да – сегодня кроме пропуска необходимо предъявить разрешение по установленной форме. И это абсолютно законно, — сказал чиновник.
По мнению многих юристов и экспертов, режим, который установлен сегодня в Москве и российских регионах – правовая коллизия. В законодательстве нет понятия «самоизоляция», но за его нарушение власти наказывают граждан. Карантина, который бы в России ввели на основании решения Главного санитарного врача, тоже нет.
Юристы – в том числе, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас – раскритиковали объявленный режим самоизоляции. Некоторые из них – например, представители юридической фирмы Pen and Paper – уже подали первые иски в суд.
По мнению директора «Центра защиты прав СМИ» Галины Араповой, в случае с Заречным его «режимный» статус не создает оснований для введения новых ограничений. Если, например, власти Москвы и Краснодара ввели более жесткие ограничения по понятным причинам – это транзитные мегаполисы с большим потоком людей – то с Заречным видимых причин для дополнительных мер нет.
До введения полного запрета на въезд в городе и так действовали необходимые ограничения. Это пропускная система закрытого города (закон РФ «О закрытых городах») и меры самоизоляции, предписанные постановлением губернатора Пензенской области о режиме повышенной готовности от 16 марта 2020 года. Введение дублирующих запретов, по мнению Галины Араповой, только вызывает у людей дополнительные вопросы.
– Новые запреты в Заречном похожи на электронные пропуска в Москве, с одним лишь отличием: дня них нет никаких оснований. Вместо того, чтобы много раз говорить с людьми на языке запугивания, можно один раз поговорить с ними на человеческом языке и объяснить цель, ради которой следует поддерживать режим самоизоляции.
По мнению Араповой, новый запрет противоречит целям вводимых ограничений и не выдерживает проверки на баланс преследуемой цели и вводимых ограничений.
– Если их цель – здоровье граждан, то такие ограничения уже есть. Эпидемиологическая обстановка в городе не изменилась, никаких новых обстоятельств, которые потребовали бы принятия других мер, не появилось. Если же под видом этих ограничений обеспечивается стабильная работа предприятия [«Росатома»], то это уже передергивание и подмена целей. Ограничение прав человека не вводится просто так «на всякий случай». Это уже может расцениваться как нарушение статьи 8 Конвенции о защите прав человека «Право на уважение частной и семейной жизни» – в аспекте права на свободу передвижения.
«Мы довольно долго живем «за колючкой»
Один из местных жителей, коренной зареченец и старожил, рассказал корреспонденту МБХ медиа о ситуации изнутри и о возможных причинах закрытия города. По его мнению, это инициатива «Росатома», который боится за срыв стратегических госзаказов.
– Глава города сам закрыть город не может. Впрочем, как и «Росатом», – пояснил источник. – Судя по всему, «Росатом» мог надавить на губернатора – и тот закрыл город. Президент же у нас делегировал сейчас все полномочия [по борьбе с коронавирусом] губернаторам. Я считаю, что в действиях власти сейчас много просчетов, но конкретно в этой ситуации наш глава города оказался крайним – он у нас нормальный, работящий такой хозяйственник, не какой-то там пустослов.
Ситуация с закрытием Заречного, по его мнению, обострилась потому, что жителей долго убеждали, что никакого закрытия города не будет. А когда те поверили обещаниям властей и успокоились, город резко закрыли. У местных жителей сохраняется общая нервозность – от непонимания логики действия властей и боязни, что ограничения могут сохраниться вплоть до осени.
Вместе с тем, получить разрешение в администрации в случае реальной нужды, со слов источника, можно без проблем – если надо отвезти ребенка, съездить в больницу или если выехать по работе.
– Администрация выдает эти разрешения чуть ли не круглосуточно. А вот бабушки, которые рвутся на дачи, в этом случае «обламываются». Или те, кто хочет на этом заработать какие-то политически очки – как было с той громкой историей на видео в администрации [которое появилось в соцсетях вечером 13 апреля]. Они пришли то ли пьяные, то ли просто неадекватные. У нас есть, скажем так, секта людей, которые думают, что Советский Союз не распался, а действующая власть нелегитимна. Вот они, видимо, и пришли спровоцировать.
Собеседник считает, что большинство зареченцев до конца не осознавали, какие последствие накладывает жизнь и работа в закрытом городе.
– С одной стороны, мы все-таки довольно долго живем «за колючкой», – пояснил он. – С другой стороны, в каких-то вещах режим закрытости сохраняется номинально. Но такое ощущение, что люди только начали понимать, в каком городе они живут. Им казалось, что это охраняемый поселок, а на самом деле это государственной важности объект, который в случае чего закроют, и никто их не спросит.
«Росатом»: сбережение работников и выполнение гособоронзаказов
Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев 14 апреля выступил с обращением к сотрудникам атомной отрасли. Он сказал о 39 случаях COVID-19 у работников корпорации и описал стратегию «Росатома» в новых условиях – «сбережение работников при безусловном выполнении гособоронзаказа, всех международных обязательств, обеспечении непрерывных производственных процессов».
Он добавил, что все предприятия «Росатома» с 13 апреля постепенно возвращаются в обычный режим – к очной работе приступят более 90 тысяч сотрудников, около 30 тысяч человек работают дистанционно.
17 апреля власти Заречного сообщили, что работники вышли на свои рабочие места в ПО «Старт». На предприятии разработали графики работы малыми группами, они обеспечены средствами для дезинфекции рук и индивидуальной защиты. За осуществлением производственного процесса ведут наблюдение специалисты по охране труда, промышленной безопасности и медики.
Со дня подписания постановления об ограничениях на въезд и выезд в Заречный в городе появился только один новый заболевший. Всего по состоянию на 17 апреля в Заречном болеют три человека. Выздоровевших, как и умерших, нет. Под медицинским наблюдением находятся 24 человека.