В Рязани больше 600 учеников могут остаться без школы рядом с домом и без крепких знаний французского языка: здание 1812 года постройки и копией Эйфелевой башни во дворике решила вернуть себе местная епархия. До начала XX века там размещалось общежитие для семинаристов. Рязанская администрация отказала церкви в передаче здания, но Арбитражный суд региона признал решение мэрии незаконным. Такое решение стало возможным благодаря федеральному закону №327, согласно которому изъятое у церкви после 1917 года имущество возвращается прежнему владельцу. Рязанские ученики — не единственные, кто может потерять школьное здание из-за этого закона.
Последний звонок
Спустя три недели после последнего звонка в этом учебном году Арбитражный суд вынес решение признать незаконным отказ мэрии Рязани передать здание школы №6 в центре города местной епархии. РПЦ еще в 2014 году пыталась вернуть себе двухэтажное строение на улице Семинарской, но ныне покойный губернатор Олег Ковалев отказал со словами: «Учить детей — есть ли еще более богоугодное дело?». В августе 2020 года нынешний губернатор Николай Любимов сообщил во время проведения родительского онлайн-собрания, что «город не рассматривает передачу школы Рязанской епархии». Мэр Елена Сорокина пообещала подать апелляцию на решение Арбитражного суда. «Здание должно служить школе и образованию детей. Но мы обязаны действовать в рамках закона», — сказала она. При этом она сообщила, что в случае «плохого сценария» школьники смогут учиться в нем еще шесть лет.
А вот дальше — неизвестность. Поскольку ни одного свободного участка в центре Рязани для строительства школы нет, мэрия предложила епархии несколько уже существующих зданий взамен требуемого. Однако представителей церкви не устроил ни один из вариантов, и на то были причины.
Мэрия: «Здание не является объектом религиозного назначения»
«Здание администрации пусть заберут и колокольню пристроят», «Взяли в заложники школу, а наша администрация им выкуп предлагает», «Тогда РПЦ обязана возместить все затраты за содержание этого здания за все годы, пока оно было в собственности государства», — эти и сотни других возмущенных комментариев появились в паблике «Рязань» во «Вконтакте». Горожане припомнили, как епархии отошел Рязанский кремль вместе со светскими постройками, как ради строительства новодела с куполами снесли Вознесенский храм XIX века в селе Затишье. Досталось и мэрии: чиновники были в курсе надвигающейся проблемы, но не предприняли попыток избавить школьников и их родителей от вовлечения в конфликт.
Чтобы уменьшить градус напряженности, мэрия провела собрание с родителями учащихся школы. Директор Татьяна Гречанинова обнадежила: решение суда — формальное, обозначает только неправомерность отказа передачи здания школы епархии. Это, по ее словам, не значит, что в следующем учебном году школьники и учителя уже лишатся своего здания. Замглавы Рязанской администрации Надежда Штевнина заявила, что чиновники готовы дойти до Верховного суда, чтобы отстоять дом для образовательного учреждения. Начальник правового управления горадминистрации Валентина Горшкова напомнила, что мэрия сделала все возможное, чтобы решить вопрос мирным путем: предложила «пять зданий примерно равнозначных по площади в центре города, но от этих вариантов епархия отказалась». Сотрудники мэрии подняли исторические архивы и попытались доказать в суде, что после Октябрьской революции здание изымалось не у церкви.
— На суде администрация Рязани доказывала, что данное здание не является объектом религиозного назначения. В документах, представленных епархией, есть противоречия: в некоторых здание относится к музею ВДВ (Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное училище имени Василия Маргелова с Музеем истории ВДВ находится в 150 метрах от здания школы. — «МБХ медиа»). Здание во время Первой мировой войны было добровольно передано под военный госпиталь. И, когда была национализация религиозного имущества государством, то это имущество изымалось не у Церкви, — пояснила Горшкова. — Соответственно, уже имущество на тот момент утратило свой религиозный статус.
Она сообщила, что юристы управления готовят апелляционную жалобу в вышестоящие судебные инстанции.
Рязанская епархия: «Мы уже не хотим рассматривать альтернативы»
Рязанская епархия долгое время хранила молчание в отношении сложившейся ситуации. Первым высказался редактор епархиального издания «Логосъ» Дмитрий Фетисов. Он сравнил эпопею со зданием школы с нападением бандитов, которые, убив нескольких членов семьи, отобрали новый автомобиль. Страховщики же, обязанные возместить полную стоимость нового авто, предложили взамен 50-летний «Запорожец».
«А когда ваш автомобиль все же находят в изрядно потрепанном состоянии, страховые агенты объединяются с духовными потомками тех самых бандитов и совместно начинают пенять вам на ваше бессердечие: „Но ведь теперь ваш автомобиль принадлежит ни в чем не повинной многодетной семье. Зачем вам вообще нужно имущество, лучше бы о детях подумали“», — написал он на своей странице в Facebook.
Он посочувствовал родителям и детям, оказавшимся в заложниках ситуации, и посоветовал продолжать борьбу. Только не с духовенством, а с чиновниками, которые, по его словам, предложили епархии взамен кирпичного здания школы «полусгнившее деревянное здание с заколоченными окнами».
Действительно, ранее мэрия, рассказывая о предложенных епархии альтернативных зданиях, не уточняла их адреса. Это сделал и.о. руководителя информационно-аналитического отдела протоиерей Арсений Вилков. Он рассказал, что в обмен на спорное здание городские власти предложили церкви расселенный дом купца Овсянникова, который ранее пообещали передать в аренду региональному отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) для организации общественного пространства. Также епархии были предложены в качестве вариантов пустующее с 2017 года здание Дашковской богадельни — деревянный заброшенный дом на улице Садовой, а также еще одна «заброшка» на окраине Рязани, в поселке Никуличи. После решения суда мэрия предприняла вторую попытку обменять здание школы на другие и предложила здание на Первомайском проспекте, в котором располагается детский сад, а также площадь со старыми зданиями оздоровительного лагеря «Исток», примыкающую к Солотчинскому женскому монастырю.
— Мы были готовы к альтернативам — но то, что нам предложили, — это развалины. Такое даже предлагать неприлично.
Митрополит Марк сказал, я сейчас цитирую его слова: «Можно ли назвать предложенные варианты адекватными?». Владыка занимает твердую позицию. Он отказался вести переговоры с мэром Еленой Сорокиной. У администрации было достаточно времени, чтобы достичь с епархией компромисса во время судебного разбирательства. Мы ожидали таких предложений во время суда, — пояснил Вилков. — Сейчас мы уже не готовы и не хотим рассматривать альтернативы. На это здание мы претендуем по закону.
Протоиерей отметил, что в здании на улице Семинарской епархия планирует снова поселить семинаристов, которые сейчас живут слишком далеко от места учебы.
При этом Рязанская епархия не собирается выгонять учеников школы №6 на улицу в ближайшие годы. Вместе с тем священнослужители считают, что у горадминистрации есть все ресурсы, чтобы разместить школьников в другом, более современном здании.
Ученики и их родители: «Господи, помоги!»
— Мы до последнего не верили, что наши дети могут лишиться школы, хотя разговор об этом зашел давно, судебные заседания продолжались почти год, — рассказала о реакции родителей мама ученицы школы №6 Ольга Лобушева.
— Сначала мы обратились к епархии с просьбой оставить детям здание и выбрать другое из предложенных. Потом заподозрили, что не епархия виновата в проблеме. Появилось ощущение, что нас просто столкнули лбами.
Не зная о предложенных церкви «альтернативах», родители вместе с детьми провели сетевой флешмоб: сфотографировались с рукописными плакатами и прокомментировали свои действия. На плакатах они написали вопросы и требования: «Где я буду учиться?», «Оставьте нам нашу школу!», «Зачем нам церковь, которой не нужны наши дети?» и «Господи, помоги! Мы хотим учиться по прописке!». Родители напомнили, что в школе по месту регистрации учатся дети из 60 многоквартирных домов центральных улиц города, на которых продолжают вырастать дома.
При этом для коммерческого жилого строительства участки продолжают находиться. Кроме того, три года назад в полукилометре от школы нашелся участок для нового здания управления ФСБ по Рязанской области, примерно на таком же расстоянии от нее построили новое здание прокуратуры. Пока вопрос возведения нового здания для «французской» школы рязанские власти не рассматривали. Соседние учебные заведения переполнены, дети посещают их в две-три смены, перевести детей туда не получится.
Родители учеников разместили петицию с заголовком «Церковь отбирает у детей школу!», которую подписали больше 37 тысяч человек. После пояснений протоиерея Арсения Вилкова родители через СМИ потребовали от мэрии «не сталкивать лбами» школу и епархию, решить вопрос мирным путем без их участия. «Мы оказались заложниками в войне между властью и Церковью!», — описала положение, в котором оказались школьники, их родители и учителя, активист инициативной группы Яна Шаповская.
Родители собрали более 600 подписей под обращением к губернатору с требованием вмешаться в ситуацию. Они указали на нежелание либо неумение мэрии урегулировать конфликт и в досудебном порядке, и в суде. Рязанцы попросили руководителя области посодействовать в поисках аналогичного здания для размещения семинаристов, а школу оставить ее ученикам. С такой же просьбой родители обратились к Владимиру Путину на прямую линию.
От Москвы до Магадана
С момента принятия закона № 327 о возвращении церкви ее имущества одной только Рязанской епархии было передано несколько зданий на территории здешнего кремля. Кроме того, в ведение епархии перешло здание Свято-Духова монастыря, в котором располагалась коррекционная школа-интернат. В 2018 году многим семьям в Шацком районе пришлось подыскивать новое жилье из-за передачи всего Вышинского монастыря прежним хозяевам. Больше 60 лет назад его помещения были приспособлены под квартиры и переданы медикам психиатрической лечебницы, которая разместилась на территории обители.
В аналогичной ситуации оказались и многие учреждения в разных городах России. В Великом Устюге в 2018 году местный автотранспортный техникум внезапно был признан «неэффективным» и объединен с политехническим, а его здание на улице Павла Покровского отошли Великоустюжской епархии. Там планируют восстановить монастырь.
В Пензе Дворец культуры им.Дзержинского вновь стал Богоявленской церковью, как и в дореволюционное время. Поскольку денег на обратное превращение ДК в храм у местной епархии нет, здешние кружки решили пока не выселять. Сейчас под одной крышей тут поют в архиерейском хоре и занимаются бальными танцами, учатся на богословском курсе и репетируют в театральной студии.
В Санкт-Петербурге здание школы олимпийского резерва по прыжкам с трамплина и двоеборью в Выборгском районе передали РПЦ. Ранее там располагался дом причта Спасо-Парголовского храма.