В Тюмени многодетные семьи и инвалиды голодают в знак протеста против социальной политики местных властей. Основное требование — отменить имущественный ценз в сто тысяч рублей, из-за которого многие нуждающиеся не могут получить социальное жилье.
Голодовка началась в четверг, 20 февраля, после группового пикета инвалидов и многодетных матерей у здания правительства Тюменской области, на который вышли около 30 человек. Шесть человек отправились на квартиру, снятую одним из участников пикета, инвалидом второй группы Андреем Романовым, и начали там голодовку.
«Мы только воду пьем. С 20 числа 15 человек голодает. Иногда это число уменьшается — многодетные матери отъезжают, они же не могут детей оставить. Есть те, кто голодает удаленно. Я верю, что они тоже голодают», — рассказал «МБХ медиа» Андрей Романов.
Основная причина голодовки — имущественный ценз на получение социального жилья для многодетных семей и инвалидов. В области есть отдельный МРОТ (минимальный размер оплаты труда) для этих категорий граждан — сто рублей. А имущественный ценз установлен на уровне тысячи МРОТ, то есть инвалид или многодетная мать, у которых есть имущество на сто тысяч рублей, не могут получить социальное жилье.
Романов рассказал, что пытается изменить эту ситуацию и достучаться до региональных властей уже больше двух лет: «Я неоднократно обсуждал этот вопрос с правительством Тюменской области, писал обращения. Мне удалось в середине января достучаться до губернатора: я ему заявил, что мы выйдем на голодовку. Он мне позвонил, мы с ним встретились 17 января. Договорились, что он создаст рабочую группу по изменению законодательства». Но и после этого каких-либо изменений не последовало, поэтому люди решились на крайний шаг.
Кроме этого, участники голодовки требуют включить инвалидов третьей группы в категорию нуждающихся в получении мер социальной поддержки: жилья и земельных участков.
Есть в области проблемы и с обеспечением инвалидов ежегодным санаторно-курортным лечением. По словам Романова, сейчас путевок выдается очень мало: из необходимых десяти тысяч путевок в год, выдается всего две тысячи. «И то, только в санатории Тюменской области, которые не приспособлены для инвалидов первой группы, потому что это в основном колясочники. Там нет безбарьерной среды. Тем более, что у нас нет санаториев по профилю заболевания. Например, для тех, у кого травмы позвоночника, санаторий есть, но туда принимают только за свой счет: за путевку 60-70 тысяч рублей», — сказал Романов.
В целом участники голодовки, по словам Андрея, чувствуют себя хорошо. Ему же самому 22 февраля стало плохо: сильно поднялось давление, мужчина начал задыхаться. Скорая помощь, которую вызвали голодающие, по словам Романова, приехала быстро — минут за десять. Но врачи не спешили подниматься в квартиру к инвалидам и многодетным матерям. Медики объяснили, что не будут заходить без уполномоченного по правам человека — так им приказал главврач. Позже уполномоченный по правам ребенка Андрей Степанов приехал и сказал, что планировал вместе с врачом проверить состояние голодающих и не знал, что люди вызвали скорую помощь. Почему бригада медиков, приехавшая по вызову, не заходила в квартиру — по-прежнему непонятно, в приемной главврача скорой Тюмени никто не отвечает.